logo search
4896_uKi

Общая теория познания

ПЛАН:

  1. Объект и субъект познания.

  2. Логика процесса познания: чувственные и рациональные формы мышления. Эмпирический и теоретический уровни познания.

  3. Учение об истине.

1.Обект познания в широком смысле – весь мир, в том числе и каждый человек. Субъект – личность, социальные группы, классы, общество. Познавательная деятельность субъекта зависит от мотиваций, уровня компетенции вообще и научной, в частности, от образованности. Но есть и другие категории субъекта: духовная деятельность многогранна по видам и сферам (эстетическое, нравственное, религиозное, политическое, правовое, философское освоение мира), поэтому субъект познания является созидателем научных идей, творцом художественных произведений, нравственных эталонов поведения, религий, философских принципов размышления. Таким образом, субъектом познания является система, включающая личность или социальную группу и субъект-объектные отношения.

Природные объекты становится значимыми как объекты познания только в ходе практики субъекта. Практикой называется материальная, сознательно-целесообразная, преобразующая мир деятельность людей. Необходимость познания обнаруживается через потребности практики: природный объект, став предметом трудовой деятельности, превращается в объект познания. Поэтому и субъект деятельности становится субъектом познания. Особыми объектами познания – человек и общество. Они одновременно являются субъектами и объектами познания. Познание природы есть отражение человеком объективной реальности, которая развивается на основе естественных закономерностей. Важной особенностью субъект-объектных отношений является их общественно-исторический характер (расшифровать). То есть они возможны только в обществе и являются изменчивыми в зависимости от реалий окружающего мира. История есть деятельность людей, преследующих свои цели. При этом надо помнить, что характер трудовой и познавательной в конкретный исторический период определяется социально-экономическими отношениями.

Между субъектом и объектом существует 1) единство, 2) взаимопереход друг в друга. Диалектика субъект-объектных отношений проявляется в виде субъективизации объекта и объективизации субъекта. Субъект выделяет свойства объекта деятельности и сторит его модель в виде познавательной схемы. Он распредмечивается, «переходит» в деятельность человека. Происходит субъективизвция объекта познания. Затем познавательная схема, модель, идкльаный образ опредмечивается. Сходятся линии опредмечивания и распредмечивания в конечном продукте деятельности субъекта, то есть в измененной природе.

Таким образом, диалектика субъект-объектных отношений заключается в движении от материального к идеальному (модель, схема) и от идеального образа к материальному продукту деятельности. Такой переход субъекта и объекта друг в друга называется интериоризацией. Воплощение ума в материальном продукте – экстериоризация. В процессе познания эти два процесса взаимосвязаны.

2. Развитие познавательного процесса имеет следующую логику: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Живое созерцание представлено формами чувственного познания: ощущениями, восприятием, представлениями. Чувственное отражение мира – это непосредственное получение информации о предмете.

Ощущение можно назвать источником знаний. По форме это субъективный образ предмета (результаты зрительного контакта, слухового и пр. субъективны). Но так как предмет познания не зависит от человека, то ощущение объективно по содержанию (закат Солнца все воспринимают как красный цвет). Вместе с тем, профессионалы могут различать 40 оттенков черного цвета, а не 3-4.

В целом ощущения отражают внешнюю сторону предмета – явление, а сущность не усваивают. Поэтому возможна искаженная картина мира (восход и закат указывают на геоцентричность мироздания). Связано это с тем, что ощущения отражают внешние и отдельные свойства предмета, а не его цельную сущность.

Отражение совокупности свойств предмета в целом называется восприятием. Количественно накопление ощущений выводит познание на этот новый качественный уровень. Человек ощущает белый цвет, но воспринимает белую акацию. Усложняющаяся деятельность индивида или разнородная деятельность нескольких людей дают новые и разные восприятия (зеленая поляна, художник, крестьянин и ребенок). Дело в том, что восприятие не складывается просто из суммы ощущений. Оно базируется на индивидуальном опыте. Ощущения интегрируются на основе этого опыта.

Кроме того, восприятие фиксирует только то, что есть здесь и сейчас, наличное и настоящее бытие. Возникает противоречие между существующим явлением (объектом познания) и невозможностью субъекта воспринимать его в прошлом, чтобы понять его, и будущем, чтобы прогнозировать его поведение. Поэтому развивается другая форма чувственного отражения, которая воспроизводит в сознании образ объекта. Воспроизведение бывает репродуктивным и продуктивным. В целом, представление есть отражение мира в виде образов, полученных в результате восприятия.

Все эти формы связаны диалектически. В их действии обнаруживаются основные законы диалектики. Каждая форма обнаруживает свою недостаточность, вместе с тем, каждая ступень познания остается в качестве внутреннего момента в следующей.

Орудийная деятельность и развивающаяся практика в эволюции человека потребовали знаний всеобщего в вещах и явлениях. Знаний отдельных предметов оказалось недостаточно. Потребовалось обобщение, абстрактное мышление или рациональное познание.

Понятие – это форма абстрактного мышления, направленная на выделение существенных и отличительных признаков предмета. Формируется понятие в основном спонтанно. (Стол – предмет для письма, предмет, за которым обедаем и пр. Предназначение разное, но обладают целым рядом всеобщих признаков, объединяющих их в одно понятие и закрепленное словом. Вообще для человека нет предметов без названия.

У каждого понятия есть содержание и объем. Содержание – смысл вещи, совокупность мыслимых признаков предмета. Объем – количество предметов, подразумевающихся в понятии.

На основе понятий можно составлять суждения, оценивать предмет с точки зрения субъекта. Суждение – форма абстрактного мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях с другими предметами. Соответственно простые суждения делятся на экзистенциальные, атрибутивные и с отношениями. Они могут адекватно отражать действительность, то есть могут быть истинными, в противном случае – ложными.

На основе суждений формируются умозаключения. Умозаключение – форма абстрактного мышления, в которой из одной или нескольких суждений с помощью правил вывода выводят новое суждение, новое знание. В этом случае эмпирический опыт вторичен. Бывают индуктивные (из единичных суждений выводятся более общие), дедуктивные (движение от знаний меньшей степени общности к знанию большей степени общности) умозаключения и по аналогии.

Знания, полученные чувственными формами познания называются эмпирическими, рациональными формами – теоретическими.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Ощущение восприятие представление понятие суждение умозаключение

ПРАКТИКА