2. Виды, формы и уровни бытия.
В самом широком смысле категория бытия – это вся реальность – материальная и духовная: материальные предметы, вещи, процессы, явления, свойства, отношения и их связи; психические явления, плоды фантазии, вымыслы, идеи и т.п.
Формы реальности классифицируются на физическую, химическую, геологическую, биологическую, психическую, социальную и духовную.
В философии «действительность» равнозначна «реальности». Действительность – это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем. Она сложна, изменчива, противоречива. Так как состояния переходят друг в друга, исчезают, возникают вновь.
В бытии можно выделить виды, формы и уровни.
Виды бытия: объективная и субъективная реальности.
Реальность (действительность) может зависеть, а может не зависеть от нашего сознания. Реальность, не зависящая от нашего сознания – объективна. Это, например, звезды, звездные системы, элементарные частицы, атомы, макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие – все, что составляет живую, неживую и социальную природу.
Есть и другого рода реальность. К субъективной реальности относятся все процессы и проявления психики и мышления человека. Это идеальные преобразования материального: образы, представления, идеи. Действительные факты возникают в сознании человека именно в таких формах. У каждого из людей создается свой, неповторимый, субъективный мир. Действительность воспринимается и представляется по-разному. Это зависит от развитости чувств и ума, ощущений и индивидуального опыта, от особенностей мышления и мотиваций.
Таким образом, субъективная реальность – это предмет деятельности мозга и души человека, это интегральное отражение разумом и эмоционально-чувственной сферой объективной реальности.
Объективная и субъективная реальности взаимосвязаны, едины и своеобразны. С помощью одной только идеи невозможно изменить объективную реальность, но мысль о необходимости какого-либо действия может заставить человека действовать. Деятельность в свою очередь заставляет человека мыслить, создавать свой субъективный мир. Следовательно, бытие есть единство объективной и субъективной реальности.
В таком смысле взаимосвязь объективного и субъективного образует «узел» проблем бытия. В центре этого узла человек. Он – существо, способное творить миры любой реальности. Он точка пересечения объективных и субъективных миров. Значит, именно он ответственен за происходящее в этой взаимосвязи. Субъективная воля человека может войти в противоречие с объективно существующим материальным миром. В таком случае человек становится заложником своих неразумных поступков. Поэтому в бытии мира и человека важна связь знаний общих законов природы с историческим опытом человечества. Мерой адекватности, истинности мышления человека является практика.
В бытии выделяют природную, социальную формы, бытие человека и духовную форму. К природной относят бытие естественных вещей и состояний природы. Это так называемая первая природа, нерукотворная. Социальная форма – это бытие общества или общественное бытие. Ее результатом является так называемая вторая природа. В данном случае техника (как процесс и продукт) оказывает все большее влияние на человека, общество и первую природу. В ней сливаются два вида явлений: целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего объективного мира. Бытие человека представляет собой единство природного и социального. Генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем его социального способа существования. Бытие духовного связано с бытием человека и подразделяется на индивидуализированное и вне- или надиндивидуализированное.
Каждая из форм бытия специфична и развивается в соответствии со своими законами. Вместе с тем, все они имеют одно и то же основание – материю. Именно развитие материи привело к возникновению человека и формированию социальной и духовной сфер. Однако философская категория материи служит для характеристики явлений мира, независимых от сознания человека, то есть объективных.
Действительное наличное бытие любой формы в данном пространственно-временном интервале (здесь и сейчас) называют актуальным уровнем бытия. К нему относится все то, что существует в данный момент. Актуальное бытие содержит в себе массу реализованных возможностей. Возможное или потенциальное бытие может стать, а может и не стать актуальным. В природе это происходит благодаря естественным законам развития (об этом речь пойдет в теме «Общее учение о развитии»). В обществе – благодаря действию объективных социальных законов, посредством действия людей (об этом – в «Социальной философии»).
Вообще ОВФ решается, не оставаясь в плане первичного и вторичного, а переходя в проблему познаваемости мира.
Состояние поля.
- Предмет и специфика философского знания
- 1. Философия и мировоззрение.
- 2. Предмет и функции философии.
- 3. Мифология и религия
- 4. Основной вопрос философии.
- 5. Проблема метода.
- Античная философия план
- 2.Классический период.
- Особенности средневековой христианской философии. Проблема соотношения разума и веры
- Философия эпохи возрождения
- Философия и наука нового времени
- Немецкая классическая философия
- Философия марксизма
- Русский космизм
- Проблема бытия
- 2. Виды, формы и уровни бытия.
- Философское понимание материи
- Философские проблемы сознания
- Общая теория познания
- 4. Учение об истине.
- Общество как целостная надбиологическая система
- Культура и цивилизация