Общество как целостная надбиологическая система
ПЛАН:
Основные компоненты общественной жизни.
Общество как система.
Субъекты исторического развития. Роль личности в истории.
1. Впервые материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом (исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные. Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является коренным в материалистическом понимании истории.
Общественное бытие – это материальные условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой. Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания.
Материальные условия жизни общества:
А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия и предметы труда, средств общения, информация),
Б) географические условия (флора, фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия (созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная),
В) демографические условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье).
Материальные общественные отношения:
А) производственные – отношения, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных),
В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу их отношения к природе.
Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере, система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы.
Функции общественного сознания:
отражение общественного бытия,
активное обратное воздействие на общественное бытие.
История есть деятельность людей, преследующих свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам, это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности (Маркс).
Общество как система.
С тратегией познания любых систем являются общие методы познания (анализ, синтез, исторического и логического и т.д.). Если учитывать, что социальная система так же представляет собой форму движения материи, то можно констатировать, что общество – глобальная материальная система. Под социальной системой будем понимать упорядоченную, самоуправляемую целостность множества общественных отношений. Их носителем является человек и окружающие его социальные группы. Можно выделить уровни, сверхсложную иерархию в зависимости от включенности человека: планетарное сообщество, общество страны, класс, нация, семья, трудовой коллектив и т.д. Это подсистемы и они все взаимосвязаны, при этом каждая подчиняется импульсам более сложных систем, а сложные в разной степени зависят от состояний более мелких.
В то же время каждая автономна в какой-то степени. Главное в системах – их интеграция, целостность в Мегасистеме. Любое качество присуще всей системе, а не отдельным ее частям.
Универсальный компонент социальных систем – человек. Включение его в общественные отношения называют социализацией. Социумы являются сложными самоорганизующими системами. То есть они способны к саморазвитию и саморегулированию (системы управления, общественные институты). Это обеспечивает согласованность действий общественных компонентов. Для выделения компонентов рассмотрим три классификации.
Субъективно-деятельностная (кто действует?).
ЛЮДИ: индивиды (индивидуальность тем значима, чем больше развитиы личностные характеристики); объединение индивидов (малые (семья, коллектив) большие социальные группы (этнос, класс, нация)).
Функциональная (на что направлена человеческая деятельность и как действуют социальные компоненты?).
Это основные сферы приложения человеческой активности. В зависимости от биофизиологических и общественных потребностей выделяют такие сферы: экономика, транспорт и связь, воспитание, образование, наука, управление, оборона, здравоохранение, искусство, экология, СМИ и информация.
Социокультурный срез обнаруживает средства и механизмы функционирования общества как целостной системы.
Социокультурный означает внебиологическое, общественно приобретенное. К ним относят средства материального производства и сознание, общественные учреждения типа государства, традиции и язык.
Социоструктурный срез.
Общество – сверхсложная система с подсистемами: классовая, социально-экономическая (народности, нации), демографическая (половозрастная), поселенческая (селяне и горожане), профессионально-образовательная (физический и умственный труд, образовательный уровень, место в профессиональной иерархии).
Любой субъект деятельности может найти свои характеристики по эти срезам-классификациям.
3. Субъекты социального развития. Развитие общества парадоксально. С одной стороны законы общественного развития объективны. С другой стороны, эти же законы реализуются только через деятельность людей. И там, где нет людей или они пассивны, социальные законы не реализуются. Именно поэтому, например, Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс. История – процесс и результат деятельности людей.
Объективные условия истории связаны с социально-экономической сферой, но явления и обстоятельства могут появиться или не появиться. Это зависит от субъективного фактора. Субъективный фактор – это сознательная деятельность масс, классов, партий, личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. Он может быть прогрессивным или консервативным. Его основой является организация и идеология. Чем организованней люди, тем плодотворней их деятельность. Общественно осознанная идея есть идеал. Система идеалов отдельной социальной группы – идеология.
Чем лучше человек познал законы природы и общества, тем свободней он в своей деятельности. Следовательно, свобода есть познанная необходимость. Абсолютной свободы нет. Движущие силы исторического процесса – это интересы, как осознанные потребности общества. А значит это и идеалы и мотивы.
Субъекты социального развития:
Народ. Характеристики общности, являющейсяя народом: общая историческая судьба (в том числе и территори, государство, хотя существуют народы без единой территории), общая единая идея (например, национального освобождения), историческая перспектива, историческая память народа. Предшествующее сотояние или деградация народа называют «толпой». Если определяющий фактор развития общества – экономический (материальное производство), то решающая роль в историческом процессе принадлеждит народным массам, народу. Вместе с тем, на это мыслители смотрят по-разному. Например, Ф. Ницше: народ – бесформенный материал, нужен сверхчеловек, герой, стоящий над ольшинством. Главное в нем- сила к власти. Средства оправданы.
В сфере производства материальных благ решающая роль принадлежит народным массам, тем, кто трудится. А это элемент производительных сил. В сфере общественно политической жизни роль народа велика, хотя надо понимать огромную вероятность манипулирования общественным сознанием. В духовной жизни общества народные массы являбтся основой (достижения науки, искусства, философии).
Народ состоит из классов и наций, которые также есть субъекты истории.
Классовый интерес определяется объективным положением классов в системе общественного производства. Классовая борьба возникает при наличии противоречий между интересами классов. У антагонистических классов интересы принципиально расходятся, но иногда (например, во время войны) возможны соглашения и совместные действия. Большое место занимает борьба за удовлетворение насущных интересов: повышение заработной платы, против увольнений и т.д. Классовая борьба не аномалия, она закон развития антагонистических формаций. Формы классовой борьбы: экономическая, политическая, идеологическая.
Роль личности в истории. Деятельность каждой отдельной личности имеет значение, если эта личность занимает активную жизненную позицию, вносит определенный вклад в развитие общественной жизни.
Тип личности эпохи зависит от развитости и организованности народных масс, от их роли в истории, так как народ – совокупность личностей. Появление данного, конкретно-исторического типа личности и соответственно выдающихся личностей вызвано историческими условиями и историческими потребностями (то есть потребностями народных масс). Плеханов Г.В. выделял два условия, наличие которых позволяет выдающейся личности оказать влияние на историю: 1) талант человека должен быть востребован общественностью, 2) общественной строй не должен преграждать дорогу личности.
- Предмет и специфика философского знания
- 1. Философия и мировоззрение.
- 2. Предмет и функции философии.
- 3. Мифология и религия
- 4. Основной вопрос философии.
- 5. Проблема метода.
- Античная философия план
- 2.Классический период.
- Особенности средневековой христианской философии. Проблема соотношения разума и веры
- Философия эпохи возрождения
- Философия и наука нового времени
- Немецкая классическая философия
- Философия марксизма
- Русский космизм
- Проблема бытия
- 2. Виды, формы и уровни бытия.
- Философское понимание материи
- Философские проблемы сознания
- Общая теория познания
- 4. Учение об истине.
- Общество как целостная надбиологическая система
- Культура и цивилизация