logo
4896_uKi

Общество как целостная надбиологическая система

ПЛАН:

  1. Основные компоненты общественной жизни.

  2. Общество как система.

  3. Субъекты исторического развития. Роль личности в истории.

1. Впервые материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом (исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные. Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является коренным в материалистическом понимании истории.

Общественное бытие – это материальные условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой. Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания.

Материальные условия жизни общества:

А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия и предметы труда, средств общения, информация),

Б) географические условия (флора, фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия (созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная),

В) демографические условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье).

Материальные общественные отношения:

А) производственные – отношения, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных),

В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу их отношения к природе.

Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере, система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы.

Функции общественного сознания:

  1. отражение общественного бытия,

  2. активное обратное воздействие на общественное бытие.

История есть деятельность людей, преследующих свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам, это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности (Маркс).

  1. Общество как система.

С тратегией познания любых систем являются общие методы познания (анализ, синтез, исторического и логического и т.д.). Если учитывать, что социальная система так же представляет собой форму движения материи, то можно констатировать, что общество – глобальная материальная система. Под социальной системой будем понимать упорядоченную, самоуправляемую целостность множества общественных отношений. Их носителем является человек и окружающие его социальные группы. Можно выделить уровни, сверхсложную иерархию в зависимости от включенности человека: планетарное сообщество, общество страны, класс, нация, семья, трудовой коллектив и т.д. Это подсистемы и они все взаимосвязаны, при этом каждая подчиняется импульсам более сложных систем, а сложные в разной степени зависят от состояний более мелких.

В то же время каждая автономна в какой-то степени. Главное в системах – их интеграция, целостность в Мегасистеме. Любое качество присуще всей системе, а не отдельным ее частям.

Универсальный компонент социальных систем – человек. Включение его в общественные отношения называют социализацией. Социумы являются сложными самоорганизующими системами. То есть они способны к саморазвитию и саморегулированию (системы управления, общественные институты). Это обеспечивает согласованность действий общественных компонентов. Для выделения компонентов рассмотрим три классификации.

  1. Субъективно-деятельностная (кто действует?).

ЛЮДИ: индивиды (индивидуальность тем значима, чем больше развитиы личностные характеристики); объединение индивидов (малые (семья, коллектив) большие социальные группы (этнос, класс, нация)).

  1. Функциональная (на что направлена человеческая деятельность и как действуют социальные компоненты?).

Это основные сферы приложения человеческой активности. В зависимости от биофизиологических и общественных потребностей выделяют такие сферы: экономика, транспорт и связь, воспитание, образование, наука, управление, оборона, здравоохранение, искусство, экология, СМИ и информация.

  1. Социокультурный срез обнаруживает средства и механизмы функционирования общества как целостной системы.

Социокультурный означает внебиологическое, общественно приобретенное. К ним относят средства материального производства и сознание, общественные учреждения типа государства, традиции и язык.

  1. Социоструктурный срез.

Общество – сверхсложная система с подсистемами: классовая, социально-экономическая (народности, нации), демографическая (половозрастная), поселенческая (селяне и горожане), профессионально-образовательная (физический и умственный труд, образовательный уровень, место в профессиональной иерархии).

Любой субъект деятельности может найти свои характеристики по эти срезам-классификациям.

3. Субъекты социального развития. Развитие общества парадоксально. С одной стороны законы общественного развития объективны. С другой стороны, эти же законы реализуются только через деятельность людей. И там, где нет людей или они пассивны, социальные законы не реализуются. Именно поэтому, например, Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс. История – процесс и результат деятельности людей.

Объективные условия истории связаны с социально-экономической сферой, но явления и обстоятельства могут появиться или не появиться. Это зависит от субъективного фактора. Субъективный фактор – это сознательная деятельность масс, классов, партий, личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. Он может быть прогрессивным или консервативным. Его основой является организация и идеология. Чем организованней люди, тем плодотворней их деятельность. Общественно осознанная идея есть идеал. Система идеалов отдельной социальной группы – идеология.

Чем лучше человек познал законы природы и общества, тем свободней он в своей деятельности. Следовательно, свобода есть познанная необходимость. Абсолютной свободы нет. Движущие силы исторического процесса – это интересы, как осознанные потребности общества. А значит это и идеалы и мотивы.

Субъекты социального развития:

В сфере производства материальных благ решающая роль принадлежит народным массам, тем, кто трудится. А это элемент производительных сил. В сфере общественно политической жизни роль народа велика, хотя надо понимать огромную вероятность манипулирования общественным сознанием. В духовной жизни общества народные массы являбтся основой (достижения науки, искусства, философии).

Классовый интерес определяется объективным положением классов в системе общественного производства. Классовая борьба возникает при наличии противоречий между интересами классов. У антагонистических классов интересы принципиально расходятся, но иногда (например, во время войны) возможны соглашения и совместные действия. Большое место занимает борьба за удовлетворение насущных интересов: повышение заработной платы, против увольнений и т.д. Классовая борьба не аномалия, она закон развития антагонистических формаций. Формы классовой борьбы: экономическая, политическая, идеологическая.

Тип личности эпохи зависит от развитости и организованности народных масс, от их роли в истории, так как народ – совокупность личностей. Появление данного, конкретно-исторического типа личности и соответственно выдающихся личностей вызвано историческими условиями и историческими потребностями (то есть потребностями народных масс). Плеханов Г.В. выделял два условия, наличие которых позволяет выдающейся личности оказать влияние на историю: 1) талант человека должен быть востребован общественностью, 2) общественной строй не должен преграждать дорогу личности.