Концепция игровой культуры. Хейзинга.
Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом-идеалистом Йоханом Хейзингом в работе «Человек играющий». Она рассматривает игру как первооснову культуры, которая возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Игра, в концепции Хейзинга, — это культурно-историческая универсалия. В своей работе он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры — игровые. «Культура, не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, — она развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры».
Различные версии такой концепции обнаруживаются в творчестве Е. Финка, X. Ортеги-и-Гассета, Г. Гадамера и других культурологов XX века. Можно проследить точки совпадения и точки расхождения Й. Хейзинги как с авторами-современниками, так и с философами более раннего периода. Голландский исследователь в своих трудах опирается на исходящую от Канта и продолженную Шиллером и йенскими романтиками традицию истолкования искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы. «Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит рядом с миром природы второй, измышленный мир. В мифе и культуре рождаются движущие силы культурной жизни».
Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном воображении, т. е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс. Однако Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению. Общественные идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с областью мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в игровом пространстве культуры.
-
Содержание
- Культура: определение, предмет, формы и виды культуры.
- Культурология ее предмет, основные принципы и методы изучения культуры.
- Методы изучения культуры:
- Культурология как гуманитарная наука.
- Структура культуры: материальная и духовная, элитарная и массовая, контркультура, субкультура, городская и народная.
- Понятия: культурогенез, система культуры, морфология культуры, динамика и статика культуры, диффузия культуры.
- Диффузия - в культурологии - усвоение элементов другой культуры; процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.
- Функции культуры.
- Основные функции культуры:
- Цивилизация и культура.
- Культура и личность. Понятия социализация, инкультурации и аккультурация, культурная идентичность.
- Эволюционизм как теория культуры. Тайлор.
- Проблемы культуры и философия жизни. Ницше, Дильтей.
- Теория локальных культур. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс, Бердяев, Сорокин.
- Концепция «осевого времени» к. Ясперса
- Концепция игровой культуры. Хейзинга.
- Структурализм и семиотический подход к культуре. Леви- Стросс, Фуко. Ю. Лотман
- Психологические интерпретации культуры. Фрейд и Юнг.
- Культура как текст, языки и коды культуры.
- Первобытная культура: хронологические рамки, основные культурные явления и события.
- Культура Древнего Востока. Хронологические и географические рамки данной культуры. Основные ее черты.
- Особенности древневосточного искусства.
- Даосизм и конфуцианство как религиозно-этические учения.
- Конфуцианство
- Первая благородная истина о страдании
- Античная культура ее временные и географические рамки. Характер основные черты античной культуры.
- Искусство древних греков и римлян - основные формы и артефакты.
- Развитие научных представлений в древней Греции и Риме.
- Культура Средних веков Западной Европы: хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Культура Византии.
- Христианство как мировая религия. Основные черты и установки
- Арабская средневековая культура. Хронологические и географические рамки. Основные черты. Понятие «серединная культура».
- Ислам как мировая религия. Основные черты и установки.
- Культура Эпохи Возрождения. Хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Реформация и протестантизм.
- Искусство Эпохи Возрождения: архитектура, живопись, литература.
- Язычество и принятие христианства в Древней Руси.
- Язычество и принятие христианства в древней Руси
- Новые явления и формы в древнерусской культуре после принятия христианства.
- Храмовое строительство Киевской Руси и периода раздробленности.
- Русская иконопись и ее выдающиеся мастера.
- Ансамбль Соборной площади Московского кремля: время формирования, храмы и их новые архитектурные формы.
- Русские шатровые храмы 16 века.
- Раскол русской православной церкви: причины и следствия.
- Русская художественная культура 17 века и ее новые формы.
- Нарышкинское барокко в московской архитектуре 17 века.
- Новое Время в европейской культуре. Научные открытия 17- 18 веков.
- Просвещение - идейно- общественное движение. Европейские деятели эпохи Просвещения их взгляды и установки.
- Художественные стили эпохи Просвещения в Европе.
- Русская культура 18 века: общая характеристика.
- Художественные стили в русской архитектуре 18 века.
- Русская живопись 18 века: стили и мастера.
- Научные открытия 19 века в Европе. Формирование индустриальной эпохи.
- Художественные стили в европейской культуре 19 века.
- Русская научная и философская школы 19 века.
- Стилевые направления в русской художественной культуре 19 века.
- Образование в России 18-19 веков.
- Стиль классицизм в русской культуре 18-19 веков.
- Золотой век русской литературы.
- Критический реализм в литературе и изобразительном искусстве России 19 века.
- Модернизм и авангардизм в художественной культуре 20 века . Основные течения.
- Научнные открытия 20 века их роль в формировании постиндустриальной эпохи.
- Научные открытия в области физики
- Научные открытия в области биологии
- Постмодерн как новое мышление и состояние культуры 2 пол. 20 —21 вв.