Проблемы культуры и философия жизни. Ницше, Дильтей.
Философия жизни— течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных и неопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. найти фундаментальную, первичную основу всего сущего. Различают биологический и историцистский варианты Ф.ж. Первый наиболее ярко представлен Ницше, второй — Дильтеем.
Жизнь в философии Ницше — это органический процесс, постоянно совершенствующийся, превозмогающий самого себя, расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и ограниченных формах. Сознание, дух — только средства и орудия на службе у жизни. Подлинный человек — это человек, обладающий мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором не угасло и не подавлено дионисийское (экстатически страстное, хаотическое, оргиастически-иррациональное) начало. Там, где начинает преобладать интеллект, угасает жизнь, человек становится ручным животным, живущим по законам рабской морали и искусственным законам науки.
С т.зр. Дильтея, не бытие, а жизнь есть первое и всегда современное. Метафизика — это проектирование тотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся на переживании жизни. Переживание — основа наук о духе, в отличие от естествознания. Все продукты человеческой истории возникли из переживаний души, душевная связь, объективированная психическая жизнь лежит в основе мифа, литературы, искусства, исторических событий. Мы, по Дильтею, исходим из связи целого, данного нам живым, чтобы сделать постижимым единичное и отдельное, единичный факт, отдельный жест и однократное, неповторимое историческое событие. Поэтому человек всегда понимает больше, чем знает, и переживает больше, чем понимает.
Общим для всех представителей Ф.ж. является противопоставление рациональному познанию в понятиях некоего рода мистической интуиции, схватывающей динамику жизни, индивидуальную природу предмета или исторического события.
- Культура: определение, предмет, формы и виды культуры.
- Культурология ее предмет, основные принципы и методы изучения культуры.
- Методы изучения культуры:
- Культурология как гуманитарная наука.
- Структура культуры: материальная и духовная, элитарная и массовая, контркультура, субкультура, городская и народная.
- Понятия: культурогенез, система культуры, морфология культуры, динамика и статика культуры, диффузия культуры.
- Диффузия - в культурологии - усвоение элементов другой культуры; процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.
- Функции культуры.
- Основные функции культуры:
- Цивилизация и культура.
- Культура и личность. Понятия социализация, инкультурации и аккультурация, культурная идентичность.
- Эволюционизм как теория культуры. Тайлор.
- Проблемы культуры и философия жизни. Ницше, Дильтей.
- Теория локальных культур. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс, Бердяев, Сорокин.
- Концепция «осевого времени» к. Ясперса
- Концепция игровой культуры. Хейзинга.
- Структурализм и семиотический подход к культуре. Леви- Стросс, Фуко. Ю. Лотман
- Психологические интерпретации культуры. Фрейд и Юнг.
- Культура как текст, языки и коды культуры.
- Первобытная культура: хронологические рамки, основные культурные явления и события.
- Культура Древнего Востока. Хронологические и географические рамки данной культуры. Основные ее черты.
- Особенности древневосточного искусства.
- Даосизм и конфуцианство как религиозно-этические учения.
- Конфуцианство
- Первая благородная истина о страдании
- Античная культура ее временные и географические рамки. Характер основные черты античной культуры.
- Искусство древних греков и римлян - основные формы и артефакты.
- Развитие научных представлений в древней Греции и Риме.
- Культура Средних веков Западной Европы: хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Культура Византии.
- Христианство как мировая религия. Основные черты и установки
- Арабская средневековая культура. Хронологические и географические рамки. Основные черты. Понятие «серединная культура».
- Ислам как мировая религия. Основные черты и установки.
- Культура Эпохи Возрождения. Хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Реформация и протестантизм.
- Искусство Эпохи Возрождения: архитектура, живопись, литература.
- Язычество и принятие христианства в Древней Руси.
- Язычество и принятие христианства в древней Руси
- Новые явления и формы в древнерусской культуре после принятия христианства.
- Храмовое строительство Киевской Руси и периода раздробленности.
- Русская иконопись и ее выдающиеся мастера.
- Ансамбль Соборной площади Московского кремля: время формирования, храмы и их новые архитектурные формы.
- Русские шатровые храмы 16 века.
- Раскол русской православной церкви: причины и следствия.
- Русская художественная культура 17 века и ее новые формы.
- Нарышкинское барокко в московской архитектуре 17 века.
- Новое Время в европейской культуре. Научные открытия 17- 18 веков.
- Просвещение - идейно- общественное движение. Европейские деятели эпохи Просвещения их взгляды и установки.
- Художественные стили эпохи Просвещения в Европе.
- Русская культура 18 века: общая характеристика.
- Художественные стили в русской архитектуре 18 века.
- Русская живопись 18 века: стили и мастера.
- Научные открытия 19 века в Европе. Формирование индустриальной эпохи.
- Художественные стили в европейской культуре 19 века.
- Русская научная и философская школы 19 века.
- Стилевые направления в русской художественной культуре 19 века.
- Образование в России 18-19 веков.
- Стиль классицизм в русской культуре 18-19 веков.
- Золотой век русской литературы.
- Критический реализм в литературе и изобразительном искусстве России 19 века.
- Модернизм и авангардизм в художественной культуре 20 века . Основные течения.
- Научнные открытия 20 века их роль в формировании постиндустриальной эпохи.
- Научные открытия в области физики
- Научные открытия в области биологии
- Постмодерн как новое мышление и состояние культуры 2 пол. 20 —21 вв.