Первобытная культура: хронологические рамки, основные культурные явления и события.
Возникновение культуры и становление ее ранних форм осуществлялось параллельно формированию самого человека и человеческого общества. Поэтому разговор о культуре первобытного общества целе-сообразно начать с рассмотрения вопроса об основных этапах происхождения человека и социума, т.е. с антропосоциогенеза.
Вопрос о происхождении человека является мировоззренческой, а потому одной из самых спорных проблем, с древности волнующей умы и воображение людей. Научное решение этой проблемы предлагает антропология, в частности, такой ее раздел как антропогенез.
Антропогенез (гр. antropos – человек, genesis – возникновение) – процесс происхождения и развития человеческого рода.
22-6 млн., Биологические предки людей – человекообразные обезьяны, • по облику, среде обитания, образу жизни близ-ки к современным шимпанзе; • совершили переход от древесно-наземного к исключительно наземному образу жизни; • перейдя на землю, не могли уже существовать без использования различных природных объектов в качестве орудий (для охоты и защиты от хищников).
Более 5 млн., Предлюди – австралопитеки, • прямохождение; • высвобождение передних лап от функций пе-редвижения и превращение их в руки; • увеличение объема головного мозга; • систематическое использование камней, палок и костей для охоты и защиты от хищников.
2,5-2 млн., Антропологические предки – «человек умелый» (homohabilis), • морфологически мало отличались от австра-лопитека; • всеядны; • обладали способностью к труду: изготовляли примитивные каменные орудия с помощью техники, не требующей мышления (разбива-ние); • отсутствие мышление, языка, воли.
Около 1 млн., Древнейшие люди – «человек выпрямленный» (homoerectus), • сознательно изготовляли ручные рубила, обрабатывая камни с одной стороны; • пользовались самовозгорающимся огнем и поддерживали его в течение длительного времени;
-
Миф как самая ранняя форма духовной культуры.
Мифология (греч. mythos – сказание, предание; logos – слово, учение) – это особая форма общественного сознания, специфиче-ский способ отражения мира в сознании человека, характеризую-щийся чувственно-образными представлениями о небывалых суще-ствах, явлениях, процессах.
Вопрос о происхождении мифов – один из самых сложных и до сих пор не решенных наукой вопросов. Этнографические и археологи-ческие источники не дают прямого ответа на него. Поэтому суждения по данному вопросу неизбежно носят гипотетический характер.
На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Позд-нее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повество-вания, связываются друг с другом, образуя циклы.
Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что:
1. весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в са-мых различных частях мира;
2. уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др., - затрагивает широчайший, бук-вально «глобальный» круг коренных вопросов мироздания.
В первобытном обществе миф представлял основной способ по-нимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпо-хи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыс-лять окружающий мир. Мифотворчество и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному общест-ву форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобыт-ным человеком, как первоначальная форма духовной культуры челове-чества.
То или иное конкретное осмысление какого-либо явления природы или общества сначала зависело от конкретных природных, хозяйствен-ных и исторических условий и уровня социального развития, при кото-ром жили народы – носители данной мифологии. Но причины появления мифов следует, по-видимому, искать и в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления.
- Культура: определение, предмет, формы и виды культуры.
- Культурология ее предмет, основные принципы и методы изучения культуры.
- Методы изучения культуры:
- Культурология как гуманитарная наука.
- Структура культуры: материальная и духовная, элитарная и массовая, контркультура, субкультура, городская и народная.
- Понятия: культурогенез, система культуры, морфология культуры, динамика и статика культуры, диффузия культуры.
- Диффузия - в культурологии - усвоение элементов другой культуры; процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.
- Функции культуры.
- Основные функции культуры:
- Цивилизация и культура.
- Культура и личность. Понятия социализация, инкультурации и аккультурация, культурная идентичность.
- Эволюционизм как теория культуры. Тайлор.
- Проблемы культуры и философия жизни. Ницше, Дильтей.
- Теория локальных культур. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс, Бердяев, Сорокин.
- Концепция «осевого времени» к. Ясперса
- Концепция игровой культуры. Хейзинга.
- Структурализм и семиотический подход к культуре. Леви- Стросс, Фуко. Ю. Лотман
- Психологические интерпретации культуры. Фрейд и Юнг.
- Культура как текст, языки и коды культуры.
- Первобытная культура: хронологические рамки, основные культурные явления и события.
- Культура Древнего Востока. Хронологические и географические рамки данной культуры. Основные ее черты.
- Особенности древневосточного искусства.
- Даосизм и конфуцианство как религиозно-этические учения.
- Конфуцианство
- Первая благородная истина о страдании
- Античная культура ее временные и географические рамки. Характер основные черты античной культуры.
- Искусство древних греков и римлян - основные формы и артефакты.
- Развитие научных представлений в древней Греции и Риме.
- Культура Средних веков Западной Европы: хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Культура Византии.
- Христианство как мировая религия. Основные черты и установки
- Арабская средневековая культура. Хронологические и географические рамки. Основные черты. Понятие «серединная культура».
- Ислам как мировая религия. Основные черты и установки.
- Культура Эпохи Возрождения. Хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Реформация и протестантизм.
- Искусство Эпохи Возрождения: архитектура, живопись, литература.
- Язычество и принятие христианства в Древней Руси.
- Язычество и принятие христианства в древней Руси
- Новые явления и формы в древнерусской культуре после принятия христианства.
- Храмовое строительство Киевской Руси и периода раздробленности.
- Русская иконопись и ее выдающиеся мастера.
- Ансамбль Соборной площади Московского кремля: время формирования, храмы и их новые архитектурные формы.
- Русские шатровые храмы 16 века.
- Раскол русской православной церкви: причины и следствия.
- Русская художественная культура 17 века и ее новые формы.
- Нарышкинское барокко в московской архитектуре 17 века.
- Новое Время в европейской культуре. Научные открытия 17- 18 веков.
- Просвещение - идейно- общественное движение. Европейские деятели эпохи Просвещения их взгляды и установки.
- Художественные стили эпохи Просвещения в Европе.
- Русская культура 18 века: общая характеристика.
- Художественные стили в русской архитектуре 18 века.
- Русская живопись 18 века: стили и мастера.
- Научные открытия 19 века в Европе. Формирование индустриальной эпохи.
- Художественные стили в европейской культуре 19 века.
- Русская научная и философская школы 19 века.
- Стилевые направления в русской художественной культуре 19 века.
- Образование в России 18-19 веков.
- Стиль классицизм в русской культуре 18-19 веков.
- Золотой век русской литературы.
- Критический реализм в литературе и изобразительном искусстве России 19 века.
- Модернизм и авангардизм в художественной культуре 20 века . Основные течения.
- Научнные открытия 20 века их роль в формировании постиндустриальной эпохи.
- Научные открытия в области физики
- Научные открытия в области биологии
- Постмодерн как новое мышление и состояние культуры 2 пол. 20 —21 вв.