logo
Культур3

Структурализм и семиотический подход к культуре. Леви- Стросс, Фуко. Ю. Лотман

Структурализм изучает формы, в которых протекает культуротворческая деятельность человека – общечеловеческие универсалии, всеобщие схемы и законы деятельности интеллекта. Первичной структурой всей культуры структурализм считает знаковые системы.

Структурализм поставил задачу преодолеть описательность в культурологическом анализе и поставить исследование культуры на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию и т. д. Структурализм делает акцент на исследовании форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека: общечеловеческих универсалий всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры. Структура истолковывается как совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира. Как утверждает К. Леви-Стросс, «бессознательное содержит в себе структуру, то есть совокупность регулярных зависимостей общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений». С точки зрения структурализма, все культурные системы — язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т. д. — могут быть рассмотрены как знаковые системы.

Структурный метод анализа культуры по отношению к примитивным обществам был с успехом применен К. Леви-Строссом. М. Фуко применил этот метод для анализа науки в своих работах «Слова и вещи», «Археология знания» и др. Методология структурализма несомненно дала большие положительные результаты при анализе явлений культуры. Однако характерная для этой методологии абсолютизация формализованных структур, акцент на объективистском анализе явлений культуры оставляет «за скобками» культурологического анализа человека как субъекта культуры. Вычитание субъекта из таких областей культурологии, как итературоведение, искусствоведение, не позволяет даже ставить проблему мировоззрения художника, механизма его творчества.

"Анализ поэтического текста", вышедший в "Учпедгизе". Материалом к ней послужили тартуские "Лекции по структуральной поэтике", потом переработанные в монографию "Структура художественного текста" для издательства "Искусство". Как один и тот же материал был по-разному разработан для специалистов и для учпедгизовских читателей, - это отдельная сторона таланта Юрия Лотман. Книга состояла из подробного вступления о принципах анализа и из 12 разборов конкретных стихотворений от Батюшкова до Заболоцкого. Кроме того некоторые разборы такого же рода были рассеяны в отдельных статьях и главах его работ. Их достаточно, чтобы говорить об индивидуальной манере Лотмана-аналитика. А манера эта особенно отчетливо вырисовывается на фоне других подходов того времени и нашего времени к анализу поэтического текста.