Структурализм и семиотический подход к культуре. Леви- Стросс, Фуко. Ю. Лотман
Структурализм изучает формы, в которых протекает культуротворческая деятельность человека – общечеловеческие универсалии, всеобщие схемы и законы деятельности интеллекта. Первичной структурой всей культуры структурализм считает знаковые системы.
Структурализм поставил задачу преодолеть описательность в культурологическом анализе и поставить исследование культуры на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию и т. д. Структурализм делает акцент на исследовании форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека: общечеловеческих универсалий всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры. Структура истолковывается как совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира. Как утверждает К. Леви-Стросс, «бессознательное содержит в себе структуру, то есть совокупность регулярных зависимостей общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений». С точки зрения структурализма, все культурные системы — язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т. д. — могут быть рассмотрены как знаковые системы.
Структурный метод анализа культуры по отношению к примитивным обществам был с успехом применен К. Леви-Строссом. М. Фуко применил этот метод для анализа науки в своих работах «Слова и вещи», «Археология знания» и др. Методология структурализма несомненно дала большие положительные результаты при анализе явлений культуры. Однако характерная для этой методологии абсолютизация формализованных структур, акцент на объективистском анализе явлений культуры оставляет «за скобками» культурологического анализа человека как субъекта культуры. Вычитание субъекта из таких областей культурологии, как итературоведение, искусствоведение, не позволяет даже ставить проблему мировоззрения художника, механизма его творчества.
"Анализ поэтического текста", вышедший в "Учпедгизе". Материалом к ней послужили тартуские "Лекции по структуральной поэтике", потом переработанные в монографию "Структура художественного текста" для издательства "Искусство". Как один и тот же материал был по-разному разработан для специалистов и для учпедгизовских читателей, - это отдельная сторона таланта Юрия Лотман. Книга состояла из подробного вступления о принципах анализа и из 12 разборов конкретных стихотворений от Батюшкова до Заболоцкого. Кроме того некоторые разборы такого же рода были рассеяны в отдельных статьях и главах его работ. Их достаточно, чтобы говорить об индивидуальной манере Лотмана-аналитика. А манера эта особенно отчетливо вырисовывается на фоне других подходов того времени и нашего времени к анализу поэтического текста.
- Культура: определение, предмет, формы и виды культуры.
- Культурология ее предмет, основные принципы и методы изучения культуры.
- Методы изучения культуры:
- Культурология как гуманитарная наука.
- Структура культуры: материальная и духовная, элитарная и массовая, контркультура, субкультура, городская и народная.
- Понятия: культурогенез, система культуры, морфология культуры, динамика и статика культуры, диффузия культуры.
- Диффузия - в культурологии - усвоение элементов другой культуры; процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.
- Функции культуры.
- Основные функции культуры:
- Цивилизация и культура.
- Культура и личность. Понятия социализация, инкультурации и аккультурация, культурная идентичность.
- Эволюционизм как теория культуры. Тайлор.
- Проблемы культуры и философия жизни. Ницше, Дильтей.
- Теория локальных культур. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс, Бердяев, Сорокин.
- Концепция «осевого времени» к. Ясперса
- Концепция игровой культуры. Хейзинга.
- Структурализм и семиотический подход к культуре. Леви- Стросс, Фуко. Ю. Лотман
- Психологические интерпретации культуры. Фрейд и Юнг.
- Культура как текст, языки и коды культуры.
- Первобытная культура: хронологические рамки, основные культурные явления и события.
- Культура Древнего Востока. Хронологические и географические рамки данной культуры. Основные ее черты.
- Особенности древневосточного искусства.
- Даосизм и конфуцианство как религиозно-этические учения.
- Конфуцианство
- Первая благородная истина о страдании
- Античная культура ее временные и географические рамки. Характер основные черты античной культуры.
- Искусство древних греков и римлян - основные формы и артефакты.
- Развитие научных представлений в древней Греции и Риме.
- Культура Средних веков Западной Европы: хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Культура Византии.
- Христианство как мировая религия. Основные черты и установки
- Арабская средневековая культура. Хронологические и географические рамки. Основные черты. Понятие «серединная культура».
- Ислам как мировая религия. Основные черты и установки.
- Культура Эпохи Возрождения. Хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Реформация и протестантизм.
- Искусство Эпохи Возрождения: архитектура, живопись, литература.
- Язычество и принятие христианства в Древней Руси.
- Язычество и принятие христианства в древней Руси
- Новые явления и формы в древнерусской культуре после принятия христианства.
- Храмовое строительство Киевской Руси и периода раздробленности.
- Русская иконопись и ее выдающиеся мастера.
- Ансамбль Соборной площади Московского кремля: время формирования, храмы и их новые архитектурные формы.
- Русские шатровые храмы 16 века.
- Раскол русской православной церкви: причины и следствия.
- Русская художественная культура 17 века и ее новые формы.
- Нарышкинское барокко в московской архитектуре 17 века.
- Новое Время в европейской культуре. Научные открытия 17- 18 веков.
- Просвещение - идейно- общественное движение. Европейские деятели эпохи Просвещения их взгляды и установки.
- Художественные стили эпохи Просвещения в Европе.
- Русская культура 18 века: общая характеристика.
- Художественные стили в русской архитектуре 18 века.
- Русская живопись 18 века: стили и мастера.
- Научные открытия 19 века в Европе. Формирование индустриальной эпохи.
- Художественные стили в европейской культуре 19 века.
- Русская научная и философская школы 19 века.
- Стилевые направления в русской художественной культуре 19 века.
- Образование в России 18-19 веков.
- Стиль классицизм в русской культуре 18-19 веков.
- Золотой век русской литературы.
- Критический реализм в литературе и изобразительном искусстве России 19 века.
- Модернизм и авангардизм в художественной культуре 20 века . Основные течения.
- Научнные открытия 20 века их роль в формировании постиндустриальной эпохи.
- Научные открытия в области физики
- Научные открытия в области биологии
- Постмодерн как новое мышление и состояние культуры 2 пол. 20 —21 вв.