logo
Культур3

Нарышкинское барокко в московской архитектуре 17 века.

В 90е гг 17 века а русской архитектуре утвердился новый стиль, условно именуемый нарышкинским, или московским барокко. Главное его композиционные принципы — ярусность, центричность, симметрия, равновесие масс: нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем — восьмерик, выше — второй, большего объема и , наконец, завершающий барабан с главой. Ярусной композицией достигался эффект вертикального движения, присущий столпообразным и шатровым постройкам предшествующих времен. Декоративное убранство из резного белого камня выглядело необычайно выразительно на красном фоне кирпичных стен. Окна, часто овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колонками с вычурными фронтончиками, над карнизами помещались так называемые перушиные гребешки — полосы резких декоративных элементов. Примеры этого стиля : церкви покрова в филях, спаса в селе уборы, близ Москвы. Декоративные формы московского барокко применялись и в пятиглавых храмах: Успенский собор в Рязани, московская церковь Воскресения в Кадашах. В зотничестве 17 в. в борьбе старых традиций и новых тенденций вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные с народным творчеством. В то же время творчески осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.