logo search
Культур3

Теория локальных культур. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс, Бердяев, Сорокин.

Теории «локальных цивилизаций» рассматривают культуру как основу общественно-исторического существования и развития. Русским мыслителем XIX в. Н. Я. Данилевским впервые было предложено понятие «культурно-исторический тип», который понимается как совокупность психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков.

Концепция Н.Я. Данилевского. Известный русский историк, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822-85 гг.) в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1869 г.) разработал концепцию обособленных, локальных «культурно-исторических типов», или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Его теория культурно-исторических типов явилась первым вариантом широко распространенной впоследствии в западной философии истории концепции локальных цивилизаций. Всего Данилевский называет тринадцать культурно - исторических типов.

Идеи О. Шпенглера. Идеи Данилевского развиваются Освальдом Шпенглером (1880- 1936 гг.) в работе «Закат Европы» (1914 г.). Полное название книги - «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории». Выход в свет главной книги немецкого философа и историка стал выдающимся событием в западноевропейской культурологии XX в. Однако, в отличие от своих западноевропейских и русских предшественников, Шпенглер абсолютизирует развиваемую им идею, рассматривая грядущую гибель с фатальной неизбежностью как биологическую смерть живого организма. Шпенглер подобно Данилевскому выступает против «европоцентризма».

Концепция культуры Н. Бердяева. В отличие от О. Шпенглера и А. Тойнби русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948 гг.) видит в многообразии культур единый путь развития человечества. Его концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры - это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства.

Концепция культуры П. Сорокина. Русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) в своем фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» представил развернутую теорию культурных суперсистем. С точки зрения Сорокина, главным фактором, определяющим поведение отдельных людей и характеристики социальных систем, является фактор культуры. Базовым принципом культуры является ценность. Критерием для выявления типа культуры у Сорокина выступает господствующее мировоззрение.

Концепция круговорота «локальных цивилизаций» А. Дж. Тойнби состоит, прежде всего, в создании концепции развития цивилизаций, позволяющей не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз дальнейшему развитию цивилизаций.

Объектом анализа Тойнби является категория цивилизации. Тойнби рассматривает цивилизацию не как обособленный и замкнутый биологический организм, а как социальную целостность, характеризующуюся совокупностью религиозных, территориальных и политических характеристик.