XIX век
Александринский театр на почтовой открытке 1917 года.
С 1832 года театр стал называться Александринским. Название было дано в честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны.
На протяжении всего XIX века театр был флагманом театральной жизни столицы, в стенах этого театра рождалась история русской театральной культуры.
В начале века весь русский театр ориентировался на европейские образцы, постепенно нарабатывая свою, оригинальную школу.
В первой половине века, после победы в Отечественной войне 1812 года, повышенной популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль. В театре шли пьесы таких авторов, как М. Н. Загоскин, Н. И. Хмельницкий и А. А. Шаховской.
Сцена театра была украшена постановками ранних комедий А. С. Грибоедова — Молодые супруги (1815) и Притворная неверность (1818). Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами, как М. И. Вальберхова и И. И. Сосницкий. Погружение в водевиль привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ.
…Вообще в сценическом отношении Петербург отличается от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в Москве же она — талант.
— критик В. Г. Белинский
На протяжении дореволюционной истории был предметом особого внимания императоров и дирекции императорских театров, особенно при Николае I. Этот период обозначен расцветом водевиля. Выдающиеся актёры в 1830—1850-е — Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, А. В. Каратыгин, И. И. Сосницкий. В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова[5], «Ревизор» Гоголя (1836), «Гроза» Островского (1859).
XX век
C 1920 года стал именоваться «Государственный театр драмы»(или «Ак-драма» — от «академический»), затем ему было присвоено имя А. С. Пушкина.
В театре, прозванном в 1920-е «режиссёрской меккой»[6], в разное время работали режиссёры Вс. Мейерхольд, Игорь Терентьев, Сергей Радлов, Николай Акимов, Николай Петров, Леонид Вивьен, Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов и многие другие мастера сцены.
В годы блокады Ленинграда (с 1941 по 1944) театр находился в эвакуации в Новосибирске.
С 1975 по 1991 художественным руководителем театра был Игорь Горбачёв.
В 1990-е название «Александринский» вновь стало официальным.
В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин.
- 1. Театра как вид искусства.
- 7. Итальянский театр эпохи Возрождения. Комедия Дель-Арте.
- 8. Испанский театр эпохи Возрождения. Творчество л. Вега, т. Молина, п. Кальдерона.
- 10. Творчество в. Шекспира.
- 12. Английский театр и драматургия эпохи Просвещения.
- 13. Французский театр и драматургия эпохи Просвещения.
- 17. Русский театр от истоков до конца XVII века.
- 20. Русский театр и драматургия XIX века.
- XIX век
- XIX век
- XXI век
- 22. Драматургия а. Н. Островского.
- 23. Драматургия а. П. Чехова.
- 24. Мхт. Творчество к. С. Станиславского.
- 25. Творчество в. Э. Мейерхольда.
- 26. Театр «Современник». Творчество о. Н. Ефремова.
- 27. Театр на Таганке. Творчество ю. Любимова.
- 28. Белорусская батлейка.
- 29. Школьный театр в России и Беларуси.
- 30. Крепостные и частновладельческие театры в России и Беларуси.
- 31. Театр и драматургия в. И. Дунина-Марцинкевича.
- 32. Театр и. Буйницкого.
- 33. Первое белорусское товарищество драмы и комедии. Деятельность белорусской труппы в. Голубка.
- 34. Деятельность бгт имени Янки Купалы и бгт имени Якуба Колоса.