27. Театр на Таганке. Творчество ю. Любимова.
Теа́тр на Тага́нке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) — московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым.
Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров[1]. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана.
В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова.
В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта[3]. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева[4].
Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов[5], и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие[5][6]. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев[5][6]. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки»[3].
Юрия Любимова увлекли идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, — писал он, — нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…»[7] Возглавив Театр драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Б. Брехта, Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского[8]. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным[9][10], но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года)[11].
Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 60—70-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы.
Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленые инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и др.
Разделение
В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.
В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом.
В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин; 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда[12]
- 1. Театра как вид искусства.
- 7. Итальянский театр эпохи Возрождения. Комедия Дель-Арте.
- 8. Испанский театр эпохи Возрождения. Творчество л. Вега, т. Молина, п. Кальдерона.
- 10. Творчество в. Шекспира.
- 12. Английский театр и драматургия эпохи Просвещения.
- 13. Французский театр и драматургия эпохи Просвещения.
- 17. Русский театр от истоков до конца XVII века.
- 20. Русский театр и драматургия XIX века.
- XIX век
- XIX век
- XXI век
- 22. Драматургия а. Н. Островского.
- 23. Драматургия а. П. Чехова.
- 24. Мхт. Творчество к. С. Станиславского.
- 25. Творчество в. Э. Мейерхольда.
- 26. Театр «Современник». Творчество о. Н. Ефремова.
- 27. Театр на Таганке. Творчество ю. Любимова.
- 28. Белорусская батлейка.
- 29. Школьный театр в России и Беларуси.
- 30. Крепостные и частновладельческие театры в России и Беларуси.
- 31. Театр и драматургия в. И. Дунина-Марцинкевича.
- 32. Театр и. Буйницкого.
- 33. Первое белорусское товарищество драмы и комедии. Деятельность белорусской труппы в. Голубка.
- 34. Деятельность бгт имени Янки Купалы и бгт имени Якуба Колоса.