8. Испанский театр эпохи Возрождения. Творчество л. Вега, т. Молина, п. Кальдерона.
Эпоха Возрождения в Испании имела свои особенности, причиной этому была политическая и общественная ситуация в стране. После начала эпохи Возрождения в Италии в Испании сразу же проявилась католическая реакция. Она усилилась с началом Реформации в странах Европы.
Ренессансные явления в творчестве и миросозерцании испанских поэтов и писателей почти сразу обрели черты барокко. Эстетика барокко отчетливо проявилась в романе «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса. Испанское барокко – это миросозерцание, в котором человеческое достоинство постоянно проверяется верой в добро и Бога.
Испанские театры сначала создавались в кораллях – это гостиничные дворы. Окна, которые выходили во двор, были ложами. Перед самой сценой ставили скамьи для привилегированных верст населения. Остальные зрители оставались во дворе. Сценический помост был глубоким и широким. Посредине сцены был занавес, который ее разделял на задний и передний план. Балкон во время действия всячески использовался. Он мог быть окном, горным уступом, башней.
Спектакль был синтетическим действием, которое объединяло в себе разные виды искусств. Начиналось представление под аккомпанемент гитары, потом произносили пролог, после этого была сама пьеса. В антракте разыгрывали танцевальные номера, сайнеты – небольшие пьесы с плясками и музыкой, интермедии. Действия заканчивалось мохинагой – всеобщим танцем в масках с шутками и куплетами. Действие, которое вмещалось в один акт, длилось один день – это сценическое время внутри постановки. Испанские пьесы в то время подразделялись на хорнады – дни. Интермедия – это пьеса со своим сюжетом. Ее разыгрывали после каждой хорнады. Основной сюжет получался разбавленным другими действиями. Зрителям нужно было напоминать сюжет.
В Испании сложился особенный театральный жанр – пасос, который представлял собой испанский фарс. Испанскому театру не свойственна трагедия. Если говорить об испанском театре тех времен, то не стоит забывать о маньеризме – это один из стилей искусства. Это направление развивалось в 16 столетии. Для него характерно представление о шаткости судьбы человека и эфемерности мира.
Ранее творчество маньеристов было проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией. Маньеризм отражал разрушенный мир, в котором человека интересовал только он. Для пьес характерны счастливые концы, конкретный сюжет, когда характеры стают масками. Яркий представитель маньеризма – Тирсо де Молин.
На смену маньеризму пришло барокко.
Испанский театр своеобразен, как и история страны. Испания испытывала влияние древнейших финикийской и греческой культур. Первые театры появились здесь в эпоху Римской империи, в состав которой Испания входила с I в. до н. э. до V в. н. э. В ту пору в театрах выступали бродячие актеры — мимы и гистрионы.
В VIII в. Пиренейский полуостров был завоеван арабами, и началась длившаяся восемь столетий — с 718 по 1492 г. — борьба за освобождение, так называемая Реконкиста, в ходе которой отвоеванные у арабов земли снова заселялись и осваивались испанцами. Преемниками мимов в средние века становятся хуглары, выступавшие как музыканты, певцы, актеры, клоуны, жонглеры, акробаты, дрессировщики и сказители. С конца XI в. в испанских храмах во время праздничных богослужений исполняются на латыни коротенькие литургические драмы.
В XII в. появляется литургическая драма на испанском языке «Ауто о королях-волхвах». Со второй половины XIV в. на востоке страны, в Каталонии и Валенсии, развивается мистерия, а в центральной части, Кастилии, — родственный ей жанр аутосакраменталь (см. Средневековый театр). В этих аллегорических, богатых эффектными сценическими образами представлениях на религиозные сюжеты все большую роль играли сцены, отражающие реальные нравы. С XV в. любимым народным зрелищем становятся фарсы, чаще всего называемые интермедиями.
Эпоху Возрождения в испанской драматургии открывают светские пьесы Хуана дель Энсина (1468—1534), фарсы и благочестивые «действа» Жиля Висенте (ок. 1470 — ок. 1536) и комедии Барталоме де Торреса Наарро (конец XV в. — ок. 1531). Сочинения этих драматургов исполнялись во время церковных и придворных праздников актерами-любителями. Яркие и остроумные интермедии, пьесы трагедийного характера, пронизанные духом народного героизма и вольнолюбия, писал Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616). У широкого зрителя большой популярностью пользовался Лопе де Руэда (ок. 1510 — ок. 1565) — актер, создатель знаменитой профессиональной труппы и автор озорных коротеньких комедий — пасос. Бродячих профессиональных трупп становится все больше: ньяке состоит из двух человек, гангарилья — из 3—4, бохиганга — из 9—10, кампаниа — из 13 и большего числа исполнителей. Сперва они выступают где придется, а с 60-х гг. XVI в. — во внутренних дворах домов — корралях. Первый специально оборудованный для представлений двор — Корраль де ла Крус появился в Мадриде в 1579 г. Большинство зрителей стоя смотрели пьесу. Крыши над двором не было, спектакли шли при свете дня. Сцена представляла собой прямоугольный помост без переднего занавеса. Занавес закрывал лишь углубление в задней части сцены и галерею над ней. Декораций, как правило, не было. Яркое, красочное зрелище создавали костюмы, танцы, песни, игра актеров.
С корралями связан расцвет испанского театра, его «золотой век» (с конца XVI до конца XVII в.). В это время подъем театрального искусства определялся плодотворным взаимодействием народно-зрелищных традиций и гуманистической культуры эпохи Возрождения (см. Возрождения театр). В коррале зритель вместе с актером активно участвовал в спектакле: благодаря игре актера и воображению зрителя, карнавально-праздничному контакту публики и исполнителей на сцене возникали картины знойной дороги или тенистого сада, роскошного дворца или мрачной темницы, веселого бала или кровавого боя.
По-другому обстояло дело в придворном театре. Богатейшие декорации и сложнейшие машины были призваны услаждать избранную публику. Так, в постановке комедии Кальдерона «Самое большое волшебство — любовь», осуществленной в 1635 г. итальянским художником и изобретателем сценических механизмов К. Лотти в королевской резиденции Буэн Ретиро, сцена была построена на острове посредине озера, окаймленного парапетом, украшенным кораллами и жемчугами. Она представляла собой царство волшебницы Цирцеи. Огромные рыбы влекли колесницу богини Воды, озеро переплывал позолоченный корабль Одиссея, гора на острове разверзалась, и появлялся дворец Цирцеи, окруженный садом. В придворном театре господствовал стиль барокко, утверждавший необходимость подчинения человеческих страстей общественным и нравственным нормам.
Переход от Возрождения, с которым связано творчество выдающегося драматурга Лопе де Вега, к барокко отразился в произведениях Тирсо де Молина (настоящее имя — Габриель Тельес, ок. 1583—1648), трезво и насмешливо изображавшего нравы своего времени. Головокружительная интрига в его комедиях — свидетельство огромного напряжения ума и воли, при помощи которых его героини надеются восстановить попранную справедливость. В драме «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) де Молина создал образ бесчестного обольстителя, способного надругаться над святынями, попирающего любовь во имя себялюбия; его Дон Хуан Тенорио — предшественник Дон Жуана в литературе и драматургии.
Педро Кальдерон дела Барка (1600—1681) в своих философских трагедиях противопоставил беззастенчивому эгоизму нравственную стойкость и суровое самообуздание («Жизнь есть сон», 1636, и др.). В его комедиях рыцарское благородство и верность любви торжествовали над превратностями судьбы и коварными случайностями («Дама-невидимка», 1629, и др.).
Испанский театр, в котором соединяются праздничная фантазия, одухотворенная поэзия, глубокий трагизм и яркая социальная сатира, занимает важное место в мировой художественной культуре.
9. Английский театр эпохи Возрождения.
В Англию Возрождение пришло поздно, но было изумительно мощным. При этом английский Ренессанс был именно театральным. Никогда – ни прежде, ни после – английское театральное искусство и европейский театр вообще не создавали подобных шедевров. Пиком английского ренессансного искусства стало творчество Шекспира, остающегося доныне самым репертуарным драматургом мирового театра. Именно в Шекспировском театре отразилась главная особенность английского Возрождения: не столько восстановление античных мотивов, сюжетов и схем, сколько выход на новый обобщающий философский уровень. Театр Шекспира стал универсальной, внеисторической моделью мироздания, где сосредоточились вечные проблемы взаимоотношения личности и общества. Кстати, этому в немалой степени способствовали и предельно условные постановочные принципы английского ренессансного театра: основной акцент переносился на смысловое содержание и на игру актеров. Это обусловливало мощный всплеск развития и драматургии, и актерского искусства.
Английский Ренессанс можно условно разделить на три этапа развития. Первый – конец 15 в. и первые три четверти 16 в. – начальный период формирования нового мировоззрения; в театре сопровождался переходом от средневекового моралите и интерлюдии (переходная форма от моралите к фарсу) к основным театральным жанрам – трагедии и комедии. Второй – конец 16 в. и начало 17 в., до смерти Шекспира в 1616 – наивысший расцвет английского театра эпохи Возрождения. Третий – от смерти Шекспира в 1616 до закрытия пуританскими властями театров в 1642 – знаменует кризис и упадок английского театра.
Отсчет английского театра Возрождения можно вести от любительских студенческих постановок Оксфорда и Кембриджа, где в конце 15 – начале 16 вв. ставились спектакли на латинском языке. Поворот к профессионализму произошел в конце 1580-х, когда в английскую драматургию практически одновременно вошел целый ряд драматургов, получивших прозвище «университетские умы»: Роберт Грин, Кристофер Марло, Джон Лили, Томас Лодж, Джордж Пиль, Томас Кид. Почти все они имели университетские дипломы Оксфорда и Кембриджа.
Пьесы «университетских умов», сформировав литературно-философскую концепцию утверждения индивидуальности, могущества человеческой личности, подготовили появление Уильяма Шекспира. Три этапа, на которые принято делить творчество Шекспира, предельно ярко отразили трансформацию общей идеологии Ренессанса – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию.
Четверть века, прошедшие после смерти Шекспира до парламентского запрета на все публичные представления в 1642, дала плеяду интересных драматургов, в творчестве которых продолжился кризис ренессансного мировоззрения. Наиболее яркие и интересные из них – Бен Джонсон, Джордж Чапмен, Джон Уэбстер, Фрэнсис Бомонт и Джон Флетчер. Однако к 1630-м английский театр уже был совершенно непохож на театр-трибуну времен Шекспира. Блистательный период Ренессанса в Англии подошел к концу.
- 1. Театра как вид искусства.
- 7. Итальянский театр эпохи Возрождения. Комедия Дель-Арте.
- 8. Испанский театр эпохи Возрождения. Творчество л. Вега, т. Молина, п. Кальдерона.
- 10. Творчество в. Шекспира.
- 12. Английский театр и драматургия эпохи Просвещения.
- 13. Французский театр и драматургия эпохи Просвещения.
- 17. Русский театр от истоков до конца XVII века.
- 20. Русский театр и драматургия XIX века.
- XIX век
- XIX век
- XXI век
- 22. Драматургия а. Н. Островского.
- 23. Драматургия а. П. Чехова.
- 24. Мхт. Творчество к. С. Станиславского.
- 25. Творчество в. Э. Мейерхольда.
- 26. Театр «Современник». Творчество о. Н. Ефремова.
- 27. Театр на Таганке. Творчество ю. Любимова.
- 28. Белорусская батлейка.
- 29. Школьный театр в России и Беларуси.
- 30. Крепостные и частновладельческие театры в России и Беларуси.
- 31. Театр и драматургия в. И. Дунина-Марцинкевича.
- 32. Театр и. Буйницкого.
- 33. Первое белорусское товарищество драмы и комедии. Деятельность белорусской труппы в. Голубка.
- 34. Деятельность бгт имени Янки Купалы и бгт имени Якуба Колоса.