12. Английский театр и драматургия эпохи Просвещения.
Английская драматургия эпохи Просвещения. Общие тенденции.
XVIII век в литературе стал периодом расцвета романа. Именно в этом эпическом жанре с наибольшей полнотой были выражены идеи просвещения. Таким образом драма отступила немного на второй план, но это не означает, что её роль в культурной жизни общества была незначительна.
В английской драматургии этого периода можно выделить две основные тенденции:
- пьесы, написанные под впечатлением от произошедших исторических событий (славная революция, установление конституционной монархии). Эти пьесы во многом идеализировали сложившийся общественный уклад
- вторая линия была связана с пьесами, критиковавшими общественный миропорядок, социальные пороки и т.д. и т.п.
Просветительскую драматургию в Англии можно разделить на несколько периодов.
Первый охватывает приблизительно 30 лет (1698-1727)
1698 г. – выходит в свет памфлет проповедника Джереми Коллиера «Краткий обзор безнравственности и непристойности английской сцены». С этого момента тенденции драматургии эпохи Реставрации уступают место на английской сцене просветительским тенденциям.
Этот период характеризуется проникновением в произведения идей и эстетических идеалов Просвещения при сохранении существовавших ранее драматургических форм.
В XVIII в. сохраняются два крупных драматических жанра предшествовавшей эпохи – классицистическая трагедия и героическая драма.
Их представители – Николас Роу (1674-1718 гг), Джозеф Аддисон (1672-1719, Джон Деннис (1657-1734 гг.).
Происходило преобразование жанра комедии. Формы, сюжеты и темы оставались почти неизменными по отношению к комедиям Реставрации, но в просветительской комедии отчётливо прослеживаются морализаторские тенденции. Комедия становится нравоучительной.
Представители – Сюзанна Сентливр (1667-1723гг), Колли Сиббер (1671-1757 гг), Джозеф Аддисон, Ричард Стиль (1672-1729гг).
Второй этап – развитие так называемой мещанской драмы. Он начинается с 1727 г. (появление «Оперы нищего» Гея и начало деятельности Филдинга).
К этому периоду относится творчество Джорджа Лилло (1693-1739 гг), Эдуарда Мура (1712-1757гг.), Джона Гея (1685-1735гг.), Генри Филдинга (1707-1754 гг).
Последний период (с сер. XVIII в. до завершения эпохи Просвещения) - расцвет реалистической комедии.
Его представители – Сэмюэль Фут (1720-1777гг), Оливер Гольдсмит (1728-1774 гг.)Джордж Кольман старший (1732-1794гг.), Ричард-Бринсли Шеридан (1751-1816гг.).
- 1. Театра как вид искусства.
- 7. Итальянский театр эпохи Возрождения. Комедия Дель-Арте.
- 8. Испанский театр эпохи Возрождения. Творчество л. Вега, т. Молина, п. Кальдерона.
- 10. Творчество в. Шекспира.
- 12. Английский театр и драматургия эпохи Просвещения.
- 13. Французский театр и драматургия эпохи Просвещения.
- 17. Русский театр от истоков до конца XVII века.
- 20. Русский театр и драматургия XIX века.
- XIX век
- XIX век
- XXI век
- 22. Драматургия а. Н. Островского.
- 23. Драматургия а. П. Чехова.
- 24. Мхт. Творчество к. С. Станиславского.
- 25. Творчество в. Э. Мейерхольда.
- 26. Театр «Современник». Творчество о. Н. Ефремова.
- 27. Театр на Таганке. Творчество ю. Любимова.
- 28. Белорусская батлейка.
- 29. Школьный театр в России и Беларуси.
- 30. Крепостные и частновладельческие театры в России и Беларуси.
- 31. Театр и драматургия в. И. Дунина-Марцинкевича.
- 32. Театр и. Буйницкого.
- 33. Первое белорусское товарищество драмы и комедии. Деятельность белорусской труппы в. Голубка.
- 34. Деятельность бгт имени Янки Купалы и бгт имени Якуба Колоса.