logo search
Культурология уч

Виды культурологии

В настоящее время помимо теории Л.Уайта существует множество других концепций культуры и культурологии, опирающихся на самые различные методы и подходы. Все они в зависимости от избранного подхода или угла зрения – могут быть сведены к нескольким основным видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано.

Первым из них является философия культуры, которую можно определить как общую теорию культуры.

Задача философии культуры – осознание, осмысление и объяснение культуры через ее наиболее общие и существенные черты.

Значение – определение и понимание сущности, функции и роли культуры в жизни человека и общества.

История культуры в той или иной мере также решает филосовско-теоретические вопросы.

Задача истории культуры – дать конкретное знание о той или иной культуре.

Предметом может быть мировая, национальная или религиозная культура, или же какая-либо эпоха, например, эпоха Возрождения.

Значение истории культуры в том, что она не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники или имена авторов и творцов.

Социологическая культурология исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур – массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной.

Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоев общества.

Психология культуры тесно примыкает к социологии культуры.

Предмет психологии культуры составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля.

Значение психологии культуры в том, что на основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.

Этническая, или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых «архаических» народов.

Филологическая культурология изучала ту или иную национальную культуру через призму языка и литературы. В последние годы широкое распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические и некоторые другие методы.

Цивилизация – высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости.

По времени термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура» – лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи: дикости; варварства; цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями.

Первоначально термин «цивилизация» тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека – незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.

Все многообразие точек зрения можно свести к трем основным подходам на соотношение понятий культуры и цивилизации:

как синонимы. Так, историк А. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом;

как сходные, так и имеющие важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступающей в качестве одного из элементов, образующих совокупность, прежде всего, духовных явлений;

как противоположности. Примером может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Однако концепция, основанная на несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.

Между этими явлениями имеется много общего, они неразрывно связаны между собой. Немецкие романтики отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность.

В то же время, при более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин – культурологии и цивилизациологии, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в современной литературе.

Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней три основные стадии: аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества; индустриальную, связанную с капитализмом; постиндустриальную, вызванную научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть: глобальной, то есть мировой; континентальной (например, европейская); национальной (французская, английская); региональной (североафриканская).

Ученые-востоковеды полагают, что изначально она распалась на два «древа» – Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.

Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа. но дают им иное толкование: техногенная – объявляется характерной для Западной Европы; психогенная – для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого.

Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру.

Наиболее важными признаками и чертами цивилизации при всем разнообразии существующих точек зрения считаются: образование государства; возникновение письменности; отделение земледелия от ремесла; расслоение общества на классы; появление городов.

При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой.

Для цивилизации характерны следующие черты: устойчивая организация; малоподвижность; инерционность; порядок и дисциплина.

Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.

В культуре первостепенное значение имеют: национальная самобытность и оригинальность; неповторимость и уникальность; изменчивость и новизна; критическое начало; творческое начало; самоценность; стремление к возвышенному идеалу.

Относительная независимость культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше преобладает над культурой.

Рождение культуры представляло собой долгий процесс возникновения и становления, и потому не имеет точной даты. Тем не менее, хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида – homo sapiens – возник примерно 40 тысяч лет назад, то первые элементы культуры возникли еще раньше – около 150 тысяч лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еще дальше, до 400 тысяч лет, когда синантропы, наши дальние предки, начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду, прежде всего, духовные явления, поскольку более приемлемой представляется цифра в 150 тысяч лет, так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени – полтораста тысячелетий – и проходил процесс становления и эволюции культуры.

Периодизация развития культуры:

Первый период начинается 150 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс. до н. э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня, создает первые произведения искусства – рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью. Вся культура данного периода покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д.;

Второй период длился с IV тыс. до н. э. до V века н. э. Его можно назвать детством человечества. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки;

Третий период приходится на V - XVII века, хотя в некоторых странах он начинается раньше (Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV - XV веках. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий – христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые – Византия, западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Философия и наука продолжают развиваться, научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным;

Четвертый период охватывает XV - XVI века и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека, когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность творить чудеса. В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках;

Пятый период начинается с середины XVII века, вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым, хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох. XVII - XVIII века в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма. В XVII веке рождается современное естествознание и наука приобретает невиданную общественную значимость. В XVIII веке, веке Просвещения, религия становится предметом суровой, непримиримой критики. Издание французскими философами-просветителями многотомной «Энциклопедии» (1751 - 1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демокрационной линией, отделяющей прежнего, традиционного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам науки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории, который уступает ему остающийся традиционным Восток. В XIX веке в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижении науки и техники. Буржуазные слои – новые хозяева жизни – в массе своей оказались людьми низкого культурного уровня, неспособными к адекватному восприятию искусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX веке духа сциентизма участь религии и искусства, в конце концов, постигла и философию. В XIX веке в мировой истории возникает еще одно важное явление – вестернизация, или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX веке достигла впечатляющих масштабов.

Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии.

В культурном плане содержание эволюции составляли две основные тенденции: интеллектуализация; секуляризация.

К середине XX века научно-техническая и технологическая революции подводят вышеназванные тенденции к практически полному воплощению, вследствие чего культура претерпевает фундаментальные, качественные изменения. Так, по мнению французского социолога Р. Дебре, основным средством культурного влияния во Франции XVIII века была церковная проповедь, а в середине XVIII веке – театральная сцена, в конце XIX века – речь адвоката в суде, в 30-е годы XX века – ежедневная газета, в 60-е годы – иллюстрированный журнал, а сегодня – регулярная телепередача.

Соотношение между наукой и искусством в ходе эволюции существенно изменялось. У Леонардо да Винчи наука и искусство еще находятся в равновесии, единстве и даже гармонии.

После него это равновесие нарушается в пользу науки, и тенденция интеллектуализации прогрессивно нарастает. Значение прошлого и традиций уменьшается, тогда как значение настоящего и будущего усиливается. При этом культурное поле дифференцируется, и каждая область стремится к независимости и самоуглублению.

Во всех областях культуры – и особенно в искусстве – роль субъективного начала возрастает. В философии Кант утверждает, что разум диктует природе законы, что предмет познания строится самим познающим. В искусстве Рембрандт одним из первых обнаруживает безмерные глубины внутреннего мира человека, сопоставимые с внешней Вселенной. В романтизме, а затем в модернизме и авангарде примат субъективного начала доходит до высшей точки.

В современную культуру входят три основные составляющие:

традиционно-гуманитарная, включающая в себя религию, философию, традиционную мораль, классическое искусство. Такая культура в той или иной мере воспринимается сегодня в качестве устаревшей и занимает весьма скромное место;

научно-техническая, или интеллектуальная, включая искусство модернизма и авангардизма – с одной стороны, пользуется огромным престижем, но, с другой стороны, в силу своей исключительной сложности, не осваивается подавляющим большинством людей и потому не становится в полном смысле культурой;

массовая – имеет безраздельное господство, однако собственно культура не редко выступает в ней в качестве исчезающей малой величины.

Приведенное выше соотношение объясняет то, что современная культура становится все более упрощенной и обедненной. Она все больше лишается нравственного и религиозного беспокойства, философской глубины, адекватного самосознания. И хотя внешне культурная жизнь нашего времени изобилует громкими событиями, внутренне она переживает глубокий кризис духовности.

В 70-е годы на Западе возникла так называемая культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Постмодернизм выражает разочарование в идеалах и ценностях Просвещения, ставших основой всей современной культуры. Для него характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии и противопоставления традиционных ценностей – добра и зла, истины и заблуждения и т. д. Он также представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством, между массовыми вкусами и творческими устремлениями художника.

Постмодернизм пока еще находится на стадии становления, он полон противоречий, неопределенностей и эклектики. Уходя от многих крайностей прежней культуры, он приходит к новым. В искусстве постмодернизм, в частности, вместо авангардистского футуризма исповедует пассеизм, отвергает поиск нового и культ эксперимента, предпочитая им произвольное смешение стилей прошлого. Возможно, пройдя через постмодернизм, человечество научится, наконец, устанавливать равновесие между ценностями прошлого, настоящего и будущего.