1.2.Особенности социально-культурной деятельности в театрально- зрелищных учреждениях
Культура - это социальная сфера способствующая повышению интеллектуального потенциала общества, формированию ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, создает предпосылки для модернизации экономики, социальной активности личности.18 Результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и не всегда поддаются обычным статистическим измерениям.19 Современная сфера культуры является индустрией с многомиллионными рабочими местами, она выходит за пределы той или иной страны на глобальные рынки через сети обмена информацией, развития коммуникаций, теле-, медиа-, кинопроизводства. Тенденция совмещения производства сочетается с усилением конкуренции, общественный сектор культуры тесно взаимодействует с бизнесом в интересах достижения социокультурных целей государства.20
К учреждениям культуры и искусства относятся музеи, дома, дворцы культуры, театры, организации кинематографии, средства массовой информации (телевидение, радиовещание, периодическая печать и издательства, концертные организаций (эстрадные, филармонические), библиотеки, учебные заведения. В городах наиболее популярными объектами культуры являются парки, театры, цирки.
Театрально-зрелищные учреждения культуры - спортивно-зрелищные комплексы, кинотеатры, библиотеки, клубы, музеи, парки, цирки и другие учреждения культуры, ориентированные на демонстрацию образцов и ценностей культуры.
Театрально-зрелищные учреждения культуры:
- вводят в оборот ценности, образцы и нормы культуры;
- актуализируют, репродуцируют и вносят инновации в имеющийся культурный фонд.
Театрально-зрелищные учреждения(театры, филармонии, цирки и т.д.) интегрируют в себе и создание ценностей культуры, и опирающуюся на них повседневную культурно-просветительную деятельность.21
Театральная деятельность включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание условий для театрального творчества и демонстрации театральных произведений. При осуществлении своей деятельности театральные учреждения занимаются оформлением сцены и театральных постановок, создают либо приобретают сценическо - постановочные средства и т.д., то есть несут определенные расходы.
Профессиональный театр (театр-студия) - творческий коллектив работников искусства, имеющий в своем составе профессиональную труппу, находящуюся на самостоятельном балансе. Театры подразделяются на музыкальные, оперы и балета, музыкально-драматические, эстрадные, драматические, детские, юного зрителя и пр.
Современные театрально-зрелищные учреждения стремятся преодолеть потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью театрально-зрелищного учреждения и т.д.22
Организация театрально-зрелищного дела в современных условиях представляет собой разновидность культуротворческой деятельности, решающей важные социальные и личностные задачи. К социальным относятся такие, как консолидация общественного мнения, гармонизация общественных отношений, достижение единства ценностных ориентации по ключевым проблемам нравственности и морали. К личностным - развитие общей культуры, поиск единомышленников, удовлетворение эстетических запросов, обогащение досуга, возможность творческой самореализации.23
Основными целями государственного регулирования театрально-зрелищной деятельности являются: обеспечение высокого художественного уровня спектаклей, концертных, цирковых и других программ; пропаганда лучших достижений национальной и мировой культуры; удовлетворение духовных потребностей, идейно-моральное и эстетическое воспитание населения республики; предупреждение пропаганды насилия, жестокости, порнографии и иных противозаконных и антиобщественных явлений.24
Основными принципами деятельности театрально-зрелищных учрежденийявляются:
- обеспечение права граждан на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, предоставляемыми театрально-зрелищными организациями;
- создание необходимых условий для гуманизации личности,
сохранения самобытности русской культуры, национального
самосознания и языка;
- независимость театрально-зрелищных организаций в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, концертов, представлений, публикации рекламных и других материалов, не противоречащих законодательству;
- содействие в сохранении единого культурного пространства, развитие межнациональных и межгосударственных культурных связей;
- защита исключительных прав авторов и обладателей смежных прав
на результаты их интеллектуальной деятельности, используемые театрально-зрелищными организациями.
Основными видами деятельности театрально-зрелищных учреждений являются:
-создание и показ спектаклей, концертов и других художественных представлений, организация гастролей, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на мероприятия;
- подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео- и иные материальные носители;
- организация других мероприятий, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, исполнителей;
-прием гастролирующих театров, концертов;
- проведение стажировок, курсов, мастер-классов ведущими мастерами и деятелями театрально- зрелищных организаций;
-предоставление другим организациям по договорам с ними постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;
-изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;
-предоставление сценических площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий другим театрально-зрелищными учреждениями, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами;
- подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театрально-зрелищных организаций;
- прокат и изготовление костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, постижерских и иных принадлежностей;
-реализация сопутствующих услуг.
А так же такие виды досуговой деятельности как:
Общественно-политическая ( политические клубы, организации, объединения).
Культурно-духовная ( воскресные школы для детей и взрослых; театральные, цирковые студии и кружки, коллективы художественной самодеятельности, клубы по интересам, музыкальные салоны, караоке-турниры, кастинги, литературные гостиные, творческие встречи с артистами, конференции и пр.)
Досугово- коммерческая (аукционы; шоу-представления, концертно- и театрально-зрелищная деятельность, музыкальные марафоны, театральные классы, прокатная форма деятельности, работа кафе, интернет-кафе и видео-баров, дискотеки).
Учебно-образовательная (курсы повышения квалификации, центры дополнительного образования, платное обучение риторике , быстрому чтению, моделированию и т.д. и т.п.)
Благотворительная деятельность ( акции, фестивали, концерты, деятельность фондов, благотворительные туры, акции милосердия и пр.)
Производственно-творческая (выставки-продажи произведений прикладного творчества (изделий из керамики, дерева, художественное литье, живопись, графика, реклама, буклеты, брошюры, информационные бюллетени, афиши, билеты ; диско-видео-звукозапись, услуги по ремонту и эксплуатации технической аппаратуры и т. д.).25
Основные формы работы театра:
В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.
Основной формой работы театра является спектакль. Спектакль (фр. spectacle, от лат. spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства.
В создании спектакля участвует театральный коллектив (актёры, художник-декоратор, композитор, гримёры и другие), под руководством режиссёра-постановщика.26
Театрализованные праздники - это особый вид зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции (народные, религиозные, бытовые, государственные и т.д.). Более камерной разновидностью театрализованных коллективных праздников являются корпоративные и домашние: утренники в детских садах и школах, свадьбы, празднования годовщин и юбилеев учреждений и компаний, и даже - отдельных лиц. Такие праздники традиционно сопровождаются самодеятельными спектаклями, капустниками, концертами с выступлениями самодеятельных и профессиональных артистов; а также различными игровыми театрализованными действиями - шарадами, игрой в »фанты», конкурсами и т.п.27
Конкурсы (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук, спорта и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.
Конкурс обычно проходит в несколько этапов (как правило: отборочный, основной и финальный). Смотр театральных работ.
Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений театрального или эстрадного искусства.
Гастроли- выступление артиста (коллектива) вне места его постоянной деятельности — в другом районе, городе, стране.
Театральные студии- творческие коллектив, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи. Обычно— это коллектив единомышленников, связанных определённым мировоззрением и общими эстетическими задачами.
Концерт — публичное исполнение музыкальных произведений; по видам исполнения различают концерты симфонические, камерные, сольные, хоровые, эстрадные и др.
Творческие встречи- это общение с интересными и необычными людьми, профессионалами в самых различных сферах, чаще всего в театральных кругах; общение с ними предполагает любой формат.
Тематические вечера- это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.28
Главные социально-культурные задачи, которые стоят перед любыми театрально-зрелищными предприятиями можно объединить в несколько блоков по направлениям29:
широкий спектр современных технологий как следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности
многообразие социально-культурных технологий, его обусловленность необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства;
различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий;
образовательные, обучающие, просветительные технологии;
информационно-рекламные и коммуникативные технологии;
творчески развивающие, формирующие технологии;
рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии;
компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные;
технологии социального прогнозирования, проектирования, творческого моделирования;
социально-демографический, «субкультурный» признак;
индивидуально ориентированные технологии;
специализированные или групповые технологии;
массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.
Одна из важнейших функций театрально- зрелищных учреждений - это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Через театральную деятельность происходит обогащение эмоционального мира человека, развитие его души, расширение чувственной сферы, его эстетическое воспитание.
Наряду с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие).30
- Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях 9
- Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл» 35
- Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях
- 1.1.Сущность понятия «социально-культурная деятельность»
- 1.2.Особенности социально-культурной деятельности в театрально- зрелищных учреждениях
- 1.3. Тенденции развития музыкального театра, как вида театрального искусства
- Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл»
- 2.1. Общая характеристика Санкт-петербургского Театра «Мюзик- Холл»
- 2.2. Анализ социально-культурной деятельности театра «Мюзик-Холл» и её диагностика
- 2. Рекомендации
- 1.Опрос
- 2.Анкета