1.3. Тенденции развития музыкального театра, как вида театрального искусства
Театральное искусство - род искусства, отражающий действительность, характеры, события, конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актера перед публикой.31
Музыка играет огромную роль в нашей жизни. Как и любой другой вид искусства, она оказывает заметное воздействие на культурную жизнь общества. Несомненно, одним из наиболее действенных воплощений музыкального искусства является музыкальный театр, который собрал в себе все достижения многовековых музыкальных и театральных традиций.
Развитие музыкального театра связано с такими жанрами популярной музыки, как оперетта и мюзик-холл. Оперетта возникла в середине 19 в. в Париже. Она основывалась не столько на фольклорных, сколько на классических образцах, и часто авторами оперетт являлись академические композиторы. От оперы этот жанр отличается отсутствием эпического размаха, речитативов между ариями (которые заменили на диалоги и монологи), а также порой комическим, сатирическим или злободневным содержанием произведений. Арии из оперетты запоминались гораздо легче, чем классические, – фактически они могли существовать в виде отдельных популярных песен, которые можно было напевать, насвистывать себе под нос.
Жак Оффенбах, основавший в 1855 театр «Буфф-Паризьен» считается одним из главных родоначальников жанра оперетты. Ему принадлежат такие известные произведения, как «Прекарасная Елена» и «Парижская жизнь». Вскоре театры оперетт возникают и в других европейских странах, а в конце 19 в. столицей оперетты становится Вена, где работают такие композиторы, как Ференц Легар, Франц фон Зуппе и Иоганн Штраус-сын (автор знаменитой «Летучей мыши»). Главными именами английской оперетты были У.Гилберт и А.Салливен, чья популярность вскоре распространилась и на США.32
Другим видом музыкального театра стал в середине 19 в. мюзик-холл. Мюзик-холл (англ. music hall) (варьете) (фр. variété) — развлекательный жанр, который был моден между 1850 и 1960 годами. Мюзик-холлы явились результатом развития салунов и пабов в 1830-х.
Салон мюзик-холла изначально представлял из себя помещение, где за плату за вход или за более высокие цены в баре проходили выступления с танцами, пением, комедиями и драмами. Одним из наиболее известных салунов был Grecian Saloon, открытый в 1825, на севере Лондона. Позже он стал известен как Grecian Theatre, в возрасте 14 лет в 1884 году в нём дебютировала Мэри Ллойд.
Мюзик-холлы в современном понимании появились в 1850-х, они отличались от театров тем, что в них можно было, скажем, сидеть на столе и распивать алкоголь, курить табак во время просмотра шоу.
Первым мюзик-холлом принято считать Кентербери Мюзик-холл, располагающийся по адресу Вестминстер-Бридж-роуд, 143, построенный Чарльзом Мортоном, позднее названного «Отцом Залов».
Другим ранним мюзик-холлом был Middlesex (1851). Более известный как «Old Mo», он был построен на месте Mogul Saloon. Позднее преобразованный в театр, он был снесён в 1965.
Возникавшие повсеместно музыкальные залы продолжали линию увеселительных парков, только теперь посетители получали возможность смотреть представления, сидя за столиком с едой и выпивкой. Развлекательные программы во Франции получили название «варьете» (то есть «всякая всячина»), и этот термин вскоре широко распространился. 33
В конце XIX столетия в США появился такой жанр как мюзикл. Это сценическое произведение (как комическое, так и драматическое по сюжету), в котором используются формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытового танца. В оперетте музыкальные фрагменты могут быть вставными, в мюзикле -никогда, они»растворены» в действии.
Мюзикл – вид музыкального театра, в котором соединяются диалоги, песни, музыка, танцы. Работа над спектаклем начинается с написания пьесы. Сюжет, чаще всего, берется из известных литературных произведений мировой драматургии и воплощается в жизнь режиссером-постановщиком, балетмейстером, специалистами по пению, постановщиками спецэффектов и др. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль. Постановка вокала или пластики в нем не такие, как в классических музыкальных жанрах: голоса не должны звучать «по оперному», а танец - выглядеть «балетным». Речь, мимика, пластика, танец - подчинены единой линии сценического поведения.
Мюзикл - искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами. История мюзикла началась в 1866 г. - тогда в Нью-Йорке было показано музыкально драматическое представление «Чёрный плут» (в другом переводе «Злодей мошенник»). Успех был ошеломляющим и неожиданным. Однако полноправное место среди других видов театрального искусства мюзикл занял только в 20х гг. XX столетия. Подобные спектакли стали появляться сначала в США, а после Второй мировой войны - на сценах Англии, Австрии, Франции. Наиболее удачные мюзиклы были экранизированы («Кабаре», «Шербурские зонтики», «Звуки музыки»).34
Мюзик- холлы и музыкальные залы оказались очень популярными и прибыльными. Их владельцы начали привлекать профессиональных композиторов-песенников для сочинения программ и музыкальных номеров. В мюзик-холле стали появляться свои «звезды», как в опере и оперетте, только в гораздо большем количестве. Это было уже очень близко к современному состоянию популярной музыки с ее многочисленным и бесконечно обновляющимся запасом «звезд» и «легенд».
Мюзик-холлы вскоре становятся и наиболее популярным местом времяпрепровождения горожан-европейцев, местом семейного отдыха. Одним из известнейших музыкальных театров Англии был «Кентерберийский мюзик-холл». Во Франции одним из обязательных элементов музыкальной программы становится водевиль (первоначально так назывались песни долины реки Вир в Нормандии) – «комедия положений», включавшая в себя куплеты, романсы и баллады. Содержание водевилей могло быть весьма резким и эротичным.
В период 30-х и 40-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов.35
После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке.
В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера.
Наибольшую популярность и мировую известность жанру принесли так называемые «бродвейские мюзиклы». Бродвей - это улица на острове Манхэттен в Театральном квартале Нью-Йорка. На ней и вблизи её располагаются 39 театров, считающихся основой американской культуры. Часто бродвейские шоу называются легкомысленными - это объясняется тем, что таковым легче привлечь зрителей, а следовательно - получить деньги. Соответственно, бродвейским называется мюзикл, поставленный на Бродвее.36
Со временем театр мюзик- холл и жанр мюзикл усложняются, в связи с чем в 70-х годах сокращается количество постановок, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными.
В 1985 году прекращается англо-американская монополия по выпуску мюзиклов. На лондонской сцене появляются спектакли из Франции, а потом и из других стран. Массовое «производство» собственных мюзиклов начинается по всему миру - сейчас их количество даже невозможно хоть примерно подсчитать.
Появились и новые законы жанра. Так в ряде мюзиклов в принципе отсутствуют диалоги - весь сюжет строится исключительно на музыкальных номерах.
В России взаимоотношения с мюзиклом начали завязываться очень давно, – правда, в несколько иной, своеобразной модификации этого жанра. Однако первые подступы к мюзиклу шли так же, как и в Америке, – через джаз. Это случилось в фильмах Г.Александрова, и особенно – в Веселых ребятах с участием джаз-банда Л.Утесова. Несмотря на то, что в партитуре присутствует не так уж много музыкальных номеров, на самом деле они являются полномочными участниками фильма, существующими на равных правах с актерами. Эта линия была продолжена режиссером в Цирке, и – несколько менее органично – в «Волге-Волге», где музыкальные номера зачастую были вставными. Этот опыт Александрова практически не имеет аналогов в советском кинематографе, где развитие жанра музыкальной комедии шла преимущественно по линии оперетты .
Начиная с середины 1960-х предпринимались и многочисленные попытки постановок мюзиклов на советской сцене. В Ленинградском театре им.Ленинского комсомола была даже поставлена «Вестсайдская история». Однако преимущественно диапазон постановок музыкальных спектаклей колебался между социальной публицистикой и лирической музыкальной комедией-опереттой, сыгранной с большей или меньшей психологической убедительностью («Дульсинея Тобосская» в театрах им.Маяковского и Ленсовета, «Левша» в театре Ленсовета и даже «Ханума» в БДТ). Однако был и ряд настоящих прорывов в сторону мюзикла. Они были, как правило, связаны с рок-творчеством российских композиторов. Так, совершенно неожиданным выглядел спектакль «Свадьба Кречинского» в Ленинградском театре оперетты (композитор А.Колкер, режиссер В.Воробьев). И, конечно, Ленкомовские спектакли М.Захарова – «Тиль» (композитор Г.Гладков), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» (композитор А.Рыбников). Последний из них каким-то необъяснимым образом зажил по законам американского мюзикла, на протяжении десятков лет сохраняя стабильную зрительскую реакцию (несмотря на то, что исполнители ролей широко заняты и в остальном репертуаре театра).
С 1999 г. Россия начала выпускать мюзиклы по западным принципам. Первым был лицензионный проект польского мюзикла «Метро». Результаты обнадежили, и лицензионные мюзиклы начали множиться: «Нотр-Дам», «Чикаго», «42 улица», «Иствикские ведьмы»… 37
Огромное количество любителей мюзикла во всем мире и присутствие музыкальных театров в каждом городе говорит о том, что в ближайшее время этот жанр точно не будет забыт, а залы, в которых играется тот или иной мюзикл, будут полны зрителями до отказа.
И не стоит забывать о том, что огромный воспитательный потенциал содержит в себе музыкально-театральная деятельность, сочетающая несколько видов искусств – музыку, слово, актерскую игру, хореографию, изобразительное искусство. Театр, музыка не только вводят человека в мир прекрасного, но и дают возможность познания собственной личности, самоутверждения, более полного раскрытия творческих способностей, развития духовных сил и нравственных качеств.
В музыкальном театре выразительные средства вокального и театрального искусства подчинены воплощению художественного образа исполняемого произведения. В процессе действа возникает духовная связь актер – зритель. Воздействуя на эмоциональную сферу, она вызывает соучастие, сопереживание, сотворчество, выполняет роль катарсиса, способствует внутреннему преображению. Через это переживание искусство формирует личность в целом, охватывая духовный мир человека.
Программа музыкального театра ставит своей целью духовно-нравственное, эстетическое воспитание личности средствами музыкально-театрального искусства, формирование зрительской культуры.38
- Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях 9
- Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл» 35
- Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях
- 1.1.Сущность понятия «социально-культурная деятельность»
- 1.2.Особенности социально-культурной деятельности в театрально- зрелищных учреждениях
- 1.3. Тенденции развития музыкального театра, как вида театрального искусства
- Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл»
- 2.1. Общая характеристика Санкт-петербургского Театра «Мюзик- Холл»
- 2.2. Анализ социально-культурной деятельности театра «Мюзик-Холл» и её диагностика
- 2. Рекомендации
- 1.Опрос
- 2.Анкета