2.2. Анализ социально-культурной деятельности театра «Мюзик-Холл» и её диагностика
Театр «Мюзик-Холл» объездил почти весь мир и побывал более чем в 34 странах, среди которых: США, Франция, Германия, Италия, Греция, Мексика, Перу, Венесуэла, Авcтралия, Китай, Япония. Актеры театра принимают участие в массовых городских мероприятиях, организуют детские праздничные программы как на базе театра, так и за её пределами. В интерьерах театра проводят балы, корпоративные вечеринки, конференции, премии, пресс-конференции, творческие встречи.
Основной формой работы театра являются спектакли: «Парни и куклы», « Счастливчик» режиссера-постановщика Льва Рахлина, «Урок любви по-французски», «Декоратор любви», «Седина в бороду», «Счастливый номер», «Аладдин», «Красотки Кабаре», «Правдивая история Золушки» и мн.другие. Жанр постановок мюзикл, музыкальный детектив, танцевальные шоу, музыкальная драма и комедия, кабаре, детские спектакли. Репертуар Театра направлен на молодежь и детский возраст. Спектакли «Мюзик-холла» сочетают в себе различные формы сценического искусства от прекрасных песен и танцев до акробатики экстра-класса. Ансамбль балета обладает жанровой гибкостью, сочетающейся с исполнительской техникой высокого класса. Ему одинаково подвластны как танцевальные номера, основанные на фольклорных мотивах, так и композиции в современных ритмах.
Помимо собственных спектаклей, в Театре « Мюзик –Холл» ежемесячно проходит большое число выступлений гастролирующих коллективов, среди которых отечественные и зарубежные эстрадные исполнители, антрепризные труппы. В числе «гастролеров», выступавших на сцене Мюзик-Холла, – Л.Гурченко и Т. Гвердцители, актеры Московского «Ленкома» и В.Вульф, японские барабанщики и китайский цирк.
Современный театр «Мюзик- Холл» отводит немаловажную роль такому художественному направлению как театрализованная эстрада. Каждая программа – это синтез клоунады, эксцентрики, пантомимы, пародии, танца, вокала и разговорных номеров, объединенных единым сюжетом.
В репертуаре театра по-прежнему занимают достойное место детские и благотворительные спектакли и акции, программы для ветеранов, пенсионеров, воспитанников детских домов и детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Театр привлекателен и для деловых кругов Санкт-Петербурга – на его площадке регулярно устраиваются интересные и разноплановые выставки. Многие предприятия и организации города проводят в помещении театра юбилейные вечера, конференции, симпозиумы, презентации и праздники.
Среди общегородских мероприятий, проводившихся на сцене Мюзик-Холла – награждение спортсменов-«олимпийцев» и финал кинофестиваля «Виват, кино России», «Дельфийские игры» и конкурсы красоты, торжественная церемония награждения участников фестиваля «Культурной столице - культуру мира».
Театр «Мюзик- Холл» постоянный участник разнообразных театральных фестивалей и конкурсов, обладатель многочисленных городских, государственных и международных премий. ( Фестиваль Театр поэтов, Международный фестиваль невербальных искусств, Молодежный театральный фестиваль АПАРТ, Международный театральный фестиваль «Битеф», Санкт-Петербургский детский фестиваль «ПЕРВЫЙ ШАГ» и др.).
Театр является организатором различных конкурсов: Международный конкурс детской песни «Теремок», Юношеский смотр-конкурс исполнителей на ударных инструментах «Магия ритма», конкурс романса « Весна романса», конкурс детского и юношеского творчества « Дети мира» и др.
«Мюзик-Холл» имеет в своем репертуаре 6 увлекательных и динамичных шоу-программ, две из которых рассчитаны на юную публику. Шоу «Ярмарка»» - «F A I R » SHOW - вокально-хореографическое представление, музыкальное реалити-шоу по мотивам пьесы Н.В.Гоголя «Женитьба», шоу «Оазис».
Специально для туристов театр готовит программу под названием «Виват, Мюзик-холл!», которая будет составлена в жанре мега мюзик-шоу.
На сцене площадки «Синий бархат» проходят: фееричные травести-шоу, кинозастолье «Любовь в Hollywoode», метереологическая сага «Снегомания», садо-мазо-стрипконцерт «Кнут и Пряник», horror-party «Хит-парад преступлений», театральный беспредел «Сдвиг-шоу» и пародию на популярный сериал «Секс в большом городе» - «Смех&Грех в Большом городе». Каждые пятницу, субботу и воскресенье «Синий БАРхат» представляет спектакли в жанре кабаре, варьете и мюзикла.
Театр участвует в благотворительных акциях и предоставляет свою сцену и артисов для проведения таких мероприятий. Так например концерт «Звезды эстрады, театра и балета». Концерт проводился международным благотворительным фондом содействия развития танцевального искусства «Терпсихора» при поддержке Министерства культуры и комитета по культуре Санкт-Петербурга, Муниципального округа «Петровский», с привлечением ресурсов и кадровых сил Мюзик-Холла.
Производственно-творческая деятельность театра «Мюзик-Холл» - это выставки-продажи произведений прикладного творчества (изделий из керамики, дерева, художественное литье, живопись, графика, реклама, буклеты, брошюры, информационные бюллетени, афиши, билеты; диско-видео-звукозапись, услуги по ремонту и эксплуатации технической аппаратуры и т. д.).42
Театр «Мюзик-Холл» проводит и корпоративные мероприятия. «Мюзик-Холл» предоставляет полный комплекс услуг по организации праздничных и презентационных мероприятий - от разработки сценария, приглашения артистов, изготовления сувенирной продукции до проведения самого мероприятия.
Сейчас при театре «Мюзик-Холл» работает детская студия является старейшей и единственной в стране постоянно действующей детской школой мюзикла.
За 20 лет существования воспитанники детской студии ежегодно выступали в среднем в 55 спектаклях и 30 праздничных представлениях, которые ежегодно посетило порядка 100 тысяч зрителей. Например, детский мюзикл «Айболит со Зверинской улицы» за 17 лет проката, был показан в «Мюзик-Холле» 365 раз для 473 000 зрителей, что является мировым рекордом. Юные артисты участвовали в благотворительных концертах, посвященных 60-летию Победы и концертах для ветеранов сцены. Особой популярностью пользуются Новогодние «елки», которые ежегодно проводятся в «Мюзик-Холле». В 2009 году, участники детской студии стали лауреатом 5-го Международного фестиваля «Кинотаврик», в г.Сочи и лауреатом Международного детского фестиваля «Ангел надежды».
Вот уже на протяжении двух десятилетий, со дня основании студии ее художественным руководителем является заслуженный работник культуры России - Альберт Рафаилович Рогацкий, более 40 лет работающий в театре «Мюзик-Холл».
За время своего существования студия успешно сотрудничала и сотрудничает с такими выдающимися деятелями российской культуры как:
композиторы - Игорь Корнелюк, Сергей Кастроский;
драматург – Юрий Энтин;
поэт – Владимир Уфлянд;
хореографы – Давид Авдыш, Майя Попова и Олег Тимуршин (Австралия);
режиссеры – Лев Рахлин, Владимир Попов, Сергей Сметанин, Игорь Селин, Алексей Шестаков;
художниками – Ирина Бируля, Кирилл Пискунов;
художник по костюмам – Наталья Зюзькевич.
Гармоничное воспитание детей в детской студии включает следующие дисциплины:
1. Хореография
Занимаясь хореографией, дети познают разные жанры этого направления:
- классический танец
- характерный танец
- танец – модерн
- джаз
- ритмика
- акробатика
2. Вокальное направление
3. Оригинальный жанр
4. Актерское мастерство
Это те киты, на которых строится подготовительная работа детей для их дальнейшего выхода на сцену.
Педагоги:
1. Художественный руководитель студии, заслуженный работник культуры России - Альберт Рафаилович Рогацкий;
2. Старейший преподаватель классики – балетмейстер Татьяна Васильевна Гаталова (бывшая солистка театра, исполнявшая все центральные хореографические партии);
3. Балетмейстер, ставящий номера для детей - Анатолий Сергеевич Синякин (бывший солист театра);
4. Преподаватель классики – Юлия Владимировна Зайцева (преподаватель Академии танца им.А.Я.Вагановой);
5. Балетмейстер, педагог танца-модерн и джаза – Вероника Альбертовна Рогацкая (выпускница Университета Профсоюзов; кафедра хореографии);
6. Преподаватель акробатики – Татьяна Андреевна Кузьмина (выпускница РГПУ им.Герцена; кафедра физвоспитания)
Для диагностики социально-культурной деятельности театра «Мюзик-Холл» было проведено специальное исследование состояния зрительской аудитории, в том числе и потенциальной с целью оценки уровня осведомленности горожан о формах деятельности Театра; степени популярности Театра; востребованности Театра у горожан; особенности досуговых ориентаций населения; определения перспективных направлений развития Театра в соответствии с запросами населения.43
1 этап - уличный опрос горожан (реальных и потенциальных посетителей Театра ) проводился в Александровском парке г.Санкт-Петербурга. Объем выборки: 300 человек.
Цель: получение информации непосредственно от рядовых горожан о структуре их реально существующего досугового потребления, о знании учреждений культуры города, об оценке значимости театра для культурной жизни города.
Тип выборки: учет половозрастных характеристик реальной театральной аудитории:
- женщины - 57%, мужчины – 43%;
- до 30 лет – 49%, старше 30 лет – 51%
По итогам опроса приблизительно поровну люди предпочитают либо Интернет, либо больше всего любят кино ( 30%); на спектаклях театра побывало 67% опрошенных; так же большинство опрошенных предпочли посетить спектакль гастролирующего театра (40%) и чуть меньше не пошли бы никуда (35%); при выборе проведения досуга большинство предпочитают коммерческие развлекательные организации (58%).
Из первого этапа исследования можно сделать следующие выводы: у людей театр не пользуется особой популярностью, несмотря на то, что большая часть опрошенных посещала мероприятия, им организуемые. Гастроли зарубежного театра вызывают больший интерес, чем репертуарный спектакль театра, а индустрия кинопроката по- видимому очень популярна среди населения города.
Второй этап исследования- анкетирование аудитории (реальных посетителей театра «Мюзик -Холл») после спектакля «Бременские музыканты».
Основная масса опрошенных являются постоянными зрителями театра ( 65%), которым спектакли нравятся (75%); качество спектаклей оценено как высокое (60%); зрители удовлетворены оснащением театра (78%); знакомы с услугами театра (58%) и не знакомы (37%); мешает росту популярности театра по мнению опрошенных слабая рекламная политика ( 65%)
Общее число опрошенных человек – 100 человек.
Результаты анкетирования показали, что аудитория театра это в основном молодежь, которая довольно часто его посещает, удовлетворены мероприятиями и их качеством, материально-техническим оснащением площадки в большей степени довольны. Радует, что со спектром услуг театра большая часть опрошенных знакома, но в силу слабой рекламной политики немалая доля аудитории просто не проинформирована. И не смотря на общую положительную картину, показатель в 21%- недовольство репертуаром, как проблема повышения популярности театра следует обратить на себя особое внимание.
В театре работают воскресные школы для детей и взрослых; театральные, цирковые студии и кружки, коллективы художественной самодеятельности, клубы по интересам, музыкальные салоны, караоке, творческие встречи с артистами, конференции, проходят фестивали, концерты, игровые, конкурсные программы для различной аудитории, массовые праздники и гуляния и пр.
В театре не организованы экскурсии не индивидуальные, ни групповые, для гостей города, школьников это необходимо. В театре на данный момент нет системы абонементов, но зрители хотели бы иметь абонемент на весь театральный сезон.Приобретая их, можно спланировать свои визиты в театр на весь предстоящий сезон.
Необходимо организовать театральную гостиную как эффективную форму работы со зрителем. В ходе такого прямого общения актеров и зрителей со временем можно сформировать клуб любителей театра – зрительский актив, осуществляющий обратную связь между театром и аудиторией.
Не проводятся творческие юбилеи, не организуются выставки фойе. Несмотря на то, что репертуар театра очень разнообразен, почему то не проводятся торжественные открытия сезона, премьеры новых спектаклей, презентации новых шоу и проектов театра.
Для молодежи и студентов можно организовать показы и открытые генеральные репетиции спектаклей, проведение концертов, дискотек, праздничных программ. Особенно популярны сейчас формы КВН, Камеди Клаба, фестивали Юморин среди подростков и молодежи.
Во многих театрах есть клубы друзей театра - форма работы, которая не требует больших затрат. Есть и пользуются популярностью музеи при театрах. Для Мюзик-Холла в его богатой историей музей необходим. В музее театра могут хранятся и демонстрироваться документальные и художественные фильмы российского кинематографа, афиши, фотографии и сувениры актеров, проводится творческие встречи, реализовываться различные проекты, интерактивные программы, театрализованные и виртуальные экскурсии. В музее могут проводятся циклы экскурсий и лекций по истории театра, концерты звукозаписей, вечера воспоминаний, встречи с выдающимися актерами, художниками, музыкантами, показ самостоятельных актерских и режиссерских работ, моноспектакли, камерные концерты.
Так же театром могут оказываться и образовательные услуги : абонементы в лектории, студии творческого развития для различных возрастов.
В связи с формированием в России информационного общества, у аудитории популярны современные технологии. Театр может проводить мастер-классы он-лайн, трансляции мировых премьер, конференции и пр.
Популярны и циклы занятий, такие как литературно-имитационные,
театрализованно-ситуативные, изобразительно-имитационные для овладения
аудиторией креативными умениями театрального искусства. Выполняя
творческие литературно-имитационные задания, аудитория на практике
осваивает такие важнейшие понятия языка как «идея», «тема», «заявка на
сценарий», «фабула», «сюжет», «конфликт», «композиция», «сценарий»,
«экранизация» и т.д. Причем осваивают комплексно, неразрывно, без
раздельного изучения так называемых «выразительных средств». Для
реализации данных форм работы театра необходимо как дополнительные
материальные средства, так и кадровый потенциал, технические ресурсы.
В результате приоритетными направлениями по усовершенствованию социально-культурной деятельности театра «Мюзик-Холл» можно назвать:
- обновление репертуара театра;
- ориентирование на удовлетворение потребностей зрителя;
- расширение спектра социокультурных услуг;
- ознакомление зрителя с услугами театра при помощи акций, pr-мероприяий и т.п.;
- усилить рекламную политику театра.
- Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях 9
- Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл» 35
- Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях
- 1.1.Сущность понятия «социально-культурная деятельность»
- 1.2.Особенности социально-культурной деятельности в театрально- зрелищных учреждениях
- 1.3. Тенденции развития музыкального театра, как вида театрального искусства
- Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл»
- 2.1. Общая характеристика Санкт-петербургского Театра «Мюзик- Холл»
- 2.2. Анализ социально-культурной деятельности театра «Мюзик-Холл» и её диагностика
- 2. Рекомендации
- 1.Опрос
- 2.Анкета