Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл» 35
2.1. Общая характеристика Санкт-Петербургского Театра «Мюзик- Холл» 35
2.2. Анализ социально-культурной деятельности театра «Мюзик-Холл» и её диагностика 45
2.3.Предложения по совершенствованию организации социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл» 54
Выводы по второй главе 59
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 71
Введение
Актуальность исследования.
Термин «социально-культурная деятельность» вошел в научный оборот во
второй половине 90-х годов 20-го века и в настоящее время прочно обосновался
в отечественной гуманитарной сфере. Сегодня социально-культурная
деятельность развивается в нашей стране как наука, практика и учебная
дисциплина. Социально-культурная деятельность пришла на смену культурно-
просветительной деятельности, и процессы преобразований, охватившие
политическую, экономическую, нравственные сферы жизни российского
общества, нашли самое непосредственное выражение в социально-культурных
явлениях.
Государственная политика современной России в социально-культурной
сфере сегодня меняется: разрабатывается множество культурно-целевых
программ, совершенствуется нормативно-правовая база, как на уровне страны,
так и на уровне субъекта Федерации и муниципалитета. Сегодня появилась
такая категория, как «культурная политика», основная роль которой
определяется как стимулирование процессов самоорганизации культурной
жизни, создание условий для оптимального соотношения традиционных и
инновационных элементов культуры путем использования экономических
механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов
территории.
В этих условиях музыкальное искусство эстрады, соединившись с театром
заняли особую нишу в художественной культуре России. Синтез музыки,
театра и эстрады сегодня является мощным методом воздействия на общество,
сила и широта влияния приобретает космические масштабы. В связи с этим в
последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых,
исследователей к данному виду искусства, к его истокам, истории становления,
вопросам теории и терминологии, к определению роли и места музыкального
искусства эстрады в художественной культуре России – как целостном мире
искусств.
Социально- культурные функции, осуществляемые театрально-зрелищными
учреждениями культуры, создают канву многосторонних взаимодействий с
обществом. Как средство межкультурной коммуникации театр организует и координирует различные группы людей, связанные с трансляцией
художественных ценностей, имеет постоянную прописку в культурном
ландшафте города, а население является его потенциальным агентом.
Театрально- зрелищные учреждения формируют единое культурное пространство в обществе посредствам совершенствования художественного и профессионального уровня выпускаемых спектаклей, концертов, разнообразия форм проката текущего репертуара, разработки новых форм привлечения зрителей, пропаганды всех форм и жанров классической музыки среди разных слоев населения, решения кадровых вопросов за счет сотрудничества театрально - зрелищных и учебных учреждений по подготовке профессиональных кадров, привлечения художественно - постановочных групп из других регионов.1 В настоящее время в сфере театрального искусства сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается.
Проблема исследования заключается в имеющемся противоречии между отсутствием спроса на социально-культурные услуги театрально-зрелищных учреждений у населения и современными возможностями данных учреждений оказывать широкий спектр данных услуг, даже в условиях жесткой конкуренции на рынке развлекательных услуг города.
Цель исследования: изучить состояние социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик-Холл» и выработать практические рекомендации по ее усовершенствованию.
Объект исследования: социально- культурная деятельность театрально-зрелищных учреждений.
Предмет исследования: совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик-Холл»
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс по усовершенствованию социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях будет эффективно осуществляться при следующих условиях:
- при улучшении уже имеющихся форм деятельности, дальнейшем их развитии;
- при ориентации на удовлетворение потребностей зрителя;
- при расширении спектра социокультурных услуг.
Задачи исследования:
Определить сущность и функции социально-культурной деятельности.
Изучить особенности социально- культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях.
Рассмотреть тенденции развития музыкального театра, как вида театрального искусства.
Изучить опыт организации социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик-Холл».
Провести диагностику социально-культурной деятельности Театра «Мюзик-Холл».
Разработать предложения по совершенствованию организации социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях ( на примере Санкт-Петербургского Театра «Мюзик-Холл»).
Методологическая основа исследования
Методология данной работы базируется на единстве философско-культурологического подхода: философская концепция диалога культур, где культура предстает как антропологический феномен (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман), и культурно-функционального подходов к решению проблемы. В исследовании применяется системный подход, используются теоретические материалы по прикладной культурологии и социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский), а также материалы комплексного исследования социально- культурных и экономических проблем театрально- зрелищных учреждений (Г.Дадамян).
Большой фактический материал почерпнут автором данной работы непосредственно с сайта Санкт-Петербургского Театра «Мюзик-Холл» (www.musichallspb.ru).
Степень разработанности проблемы: Особое значение для работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.Д. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Н. Ярошенко и др.
Вопросы досуговой деятельности театрально-зрелищных учреждений рассматривались в работах М.С.Кагана, С.Н.Артановского, А.П.Маркова, М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Ю.М Барбоя, И.Н. Ерошенкова, Е. Стрельцовой, Г.В. Титовой.
Исследованиям художественной деятельности театрально-зрелищных учреждений посвящены труды Ю.У.Фохта-Бабушкина и Н.А.Хренова.
Изучению синтетических жанров музыкального искусства эстрады мюзиклу и киномюзиклу посвящены работы Э.Кампуса, Т.Кудиновой, Уваровой Е.Д.
Отдельные аспекты изучения российской театрально-зрелищной культуры затронуты в работах Е. Стрельцовой, Г.В. Титовой, Т.А. Пархоменко.
Однако, проблема организации социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях на современном этапе развития общества не достаточно отражена в специальной литературе, что и обусловило актуальность исследования.
Методы исследования:
библиографический метод исследования, который позволяет проанализировать основную литературу по данной теме;
контент – анализ документов, положений о театрально-зрелищной деятельности, анализ уставных и иных документов театра « Мюзик Холл»;
- анкетирование зрителей.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования — теоретико-аналитическом — была изучена теория вопроса на основании анализа научной литературы и научно-методических материалов. Раскрыто понятие и сущность социально-культурной деятельности, функции, принципы, место, роль и значение в жизни современного общества. Изучена специфика социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях, а так же рассмотрены тенденции развития эстрадного театра.
На втором этапе - диагностическом - был проведен анализ деятельности учреждения социально-культурной сферы Санкт-Петербургского Театра «Мюзик Холл»; изучены история, основные цели и проблемы организации; дана характеристика целевого сегмента, ресурсной базы учреждения и выявлены досуговые предпочтения целевой аудитории при помощи анкетирования.
На третьем этапе – обобщающем - на основании методов синтеза и обобщения результатов теоретического и эмпирического исследований разработаны предложения по совершенствованию организации социально-культурной деятельности Театра «Мюзик Холл».
База исследования: Санкт- Петербургский Театр «Мюзик Холл».
Новизна исследования: уточнены сущность, специфика и содержание социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях; выявлены тенденции развития эстрадного театра.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что, разработанные автором предложения по совершенствованию организации социально-культурной деятельности в Театре «Мюзик Холл» не только помогут самому театру, но и могут быть использованы в практике работы любого другого театрально-зрелищного учреждения.
- Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях 9
- Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл» 35
- Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях
- 1.1.Сущность понятия «социально-культурная деятельность»
- 1.2.Особенности социально-культурной деятельности в театрально- зрелищных учреждениях
- 1.3. Тенденции развития музыкального театра, как вида театрального искусства
- Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл»
- 2.1. Общая характеристика Санкт-петербургского Театра «Мюзик- Холл»
- 2.2. Анализ социально-культурной деятельности театра «Мюзик-Холл» и её диагностика
- 2. Рекомендации
- 1.Опрос
- 2.Анкета