logo
ресурсы / ресурсы) / театр м-х

Глава 2. Совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл» 35

2.1. Общая характеристика Санкт-Петербургского Театра «Мюзик- Холл» 35

2.2. Анализ социально-культурной деятельности театра «Мюзик-Холл» и её диагностика 45

2.3.Предложения по совершенствованию организации социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик- Холл» 54

Выводы по второй главе 59

Заключение 65

Список литературы 67

Приложение 71

Введение

Актуальность исследования.

Термин «социально-культурная деятельность» вошел в научный оборот во

второй половине 90-х годов 20-го века и в настоящее время прочно обосновался

в отечественной гуманитарной сфере. Сегодня социально-культурная

деятельность развивается в нашей стране как наука, практика и учебная

дисциплина. Социально-культурная деятельность пришла на смену культурно-

просветительной деятельности, и процессы преобразований, охватившие

политическую, экономическую, нравственные сферы жизни российского

общества, нашли самое непосредственное выражение в социально-культурных

явлениях.

Государственная политика современной России в социально-культурной

сфере сегодня меняется: разрабатывается множество культурно-целевых

программ, совершенствуется нормативно-правовая база, как на уровне страны,

так и на уровне субъекта Федерации и муниципалитета. Сегодня появилась

такая категория, как «культурная политика», основная роль которой

определяется как стимулирование процессов самоорганизации культурной

жизни, создание условий для оптимального соотношения традиционных и

инновационных элементов культуры путем использования экономических

механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов

территории.

В этих условиях музыкальное искусство эстрады, соединившись с театром

заняли особую нишу в художественной культуре России. Синтез музыки,

театра и эстрады сегодня является мощным методом воздействия на общество,

сила и широта влияния приобретает космические масштабы. В связи с этим в

последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых,

исследователей к данному виду искусства, к его истокам, истории становления,

вопросам теории и терминологии, к определению роли и места музыкального

искусства эстрады в художественной культуре России – как целостном мире

искусств.

Социально- культурные функции, осуществляемые театрально-зрелищными

учреждениями культуры, создают канву многосторонних взаимодействий с

обществом. Как средство межкультурной коммуникации театр организует и координирует различные группы людей, связанные с трансляцией

художественных ценностей, имеет постоянную прописку в культурном

ландшафте города, а население является его потенциальным агентом.

Театрально- зрелищные учреждения формируют единое культурное пространство в обществе посредствам совершенствования художественного и профессионального уровня выпускаемых спектаклей, концертов, разнообразия форм проката текущего репертуара, разработки новых форм привлечения зрителей, пропаганды всех форм и жанров классической музыки среди разных слоев населения, решения кадровых вопросов за счет сотрудничества театрально - зрелищных и учебных учреждений по подготовке профессиональных кадров, привлечения художественно - постановочных групп из других регионов.1 В настоящее время в сфере театрального искусства сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается.

Проблема исследования заключается в имеющемся противоречии между отсутствием спроса на социально-культурные услуги театрально-зрелищных учреждений у населения и современными возможностями данных учреждений оказывать широкий спектр данных услуг, даже в условиях жесткой конкуренции на рынке развлекательных услуг города.

Цель исследования: изучить состояние социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик-Холл» и выработать практические рекомендации по ее усовершенствованию.

Объект исследования: социально- культурная деятельность театрально-зрелищных учреждений.

Предмет исследования: совершенствование социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик-Холл»

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс по усовершенствованию социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях будет эффективно осуществляться при следующих условиях:

- при улучшении уже имеющихся форм деятельности, дальнейшем их развитии;

- при ориентации на удовлетворение потребностей зрителя;

- при расширении спектра социокультурных услуг.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность и функции социально-культурной деятельности.

  2. Изучить особенности социально- культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях.

  3. Рассмотреть тенденции развития музыкального театра, как вида театрального искусства.

  4. Изучить опыт организации социально-культурной деятельности в Санкт-Петербургском Театре «Мюзик-Холл».

  5. Провести диагностику социально-культурной деятельности Театра «Мюзик-Холл».

  6. Разработать предложения по совершенствованию организации социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях ( на примере Санкт-Петербургского Театра «Мюзик-Холл»).

Методологическая основа исследования

Методология данной работы базируется на единстве философско-культурологического подхода: философская концепция диалога культур, где культура предстает как антропологический феномен (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман), и культурно-функционального подходов к решению проблемы. В исследовании применяется системный подход, используются теоретические материалы по прикладной культурологии и социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский), а также материалы комплексного исследования социально- культурных и экономических проблем театрально- зрелищных учреждений (Г.Дадамян).

Большой фактический материал почерпнут автором данной работы непосредственно с сайта Санкт-Петербургского Театра «Мюзик-Холл» (www.musichallspb.ru).

Степень разработанности проблемы: Особое значение для работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.Д. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Н. Ярошенко и др.

Вопросы досуговой деятельности театрально-зрелищных учреждений рассматривались в работах М.С.Кагана, С.Н.Артановского, А.П.Маркова, М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Ю.М Барбоя, И.Н. Ерошенкова, Е. Стрельцовой, Г.В. Титовой.

Исследованиям художественной деятельности театрально-зрелищных учреждений посвящены труды Ю.У.Фохта-Бабушкина и Н.А.Хренова.

Изучению синтетических жанров музыкального искусства эстрады мюзиклу и киномюзиклу посвящены работы Э.Кампуса, Т.Кудиновой, Уваровой Е.Д.

Отдельные аспекты изучения российской театрально-зрелищной культуры затронуты в работах Е. Стрельцовой, Г.В. Титовой, Т.А. Пархоменко.

Однако, проблема организации социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях на современном этапе развития общества не достаточно отражена в специальной литературе, что и обусловило актуальность исследования.

Методы исследования:

библиографический метод исследования, который позволяет проанализировать основную литературу по данной теме;

контент – анализ документов, положений о театрально-зрелищной деятельности, анализ уставных и иных документов театра « Мюзик Холл»;

- анкетирование зрителей.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования — теоретико-аналитическом — была изучена теория вопроса на основании анализа научной литературы и научно-методических материалов. Раскрыто понятие и сущность социально-культурной деятельности, функции, принципы, место, роль и значение в жизни современного общества. Изучена специфика социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях, а так же рассмотрены тенденции развития эстрадного театра.

На втором этапе - диагностическом - был проведен анализ деятельности учреждения социально-культурной сферы Санкт-Петербургского Театра «Мюзик Холл»; изучены история, основные цели и проблемы организации; дана характеристика целевого сегмента, ресурсной базы учреждения и выявлены досуговые предпочтения целевой аудитории при помощи анкетирования.

На третьем этапе – обобщающем - на основании методов синтеза и обобщения результатов теоретического и эмпирического исследований разработаны предложения по совершенствованию организации социально-культурной деятельности Театра «Мюзик Холл».

База исследования: Санкт- Петербургский Театр «Мюзик Холл».

Новизна исследования: уточнены сущность, специфика и содержание социально-культурной деятельности в театрально-зрелищных учреждениях; выявлены тенденции развития эстрадного театра.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что, разработанные автором предложения по совершенствованию организации социально-культурной деятельности в Театре «Мюзик Холл» не только помогут самому театру, но и могут быть использованы в практике работы любого другого театрально-зрелищного учреждения.