logo search
Культурология уч

Раздел I: Теоретические проблемы культурологии. Понятие культуры, ее модели, виды, основные периоды

В широком смысле культура, все созданное человеком. Культура предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы.

Культуру обычно подразделяют на: материальную; духовную.

Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д.

Внутри духовной культуры часто специально выделяют: художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы; научно-техническую культуру.

Между материальной и духовной культурой имеется глубинное единство, поскольку: это результат человеческой деятельности; имеет духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека; имеет материальное воплощение (и для художественного произведения – скульптурного, живописного, литературного и т. д.).

Примерами могут служить архитектурные постройки, когда они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям: здание театра, храм, гостиница, иногда и жилой дом.

Между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия: в художественном произведении главным является не материальная оболочка, но духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях нередко бывает весьма трудно обнаружить какие-либо признаки духовности. Эти различия в конкретных социально-исторических условиях могут войти не только в противоречия, но и в конфликт, приняв при этом значительные масштабы. Как раз нечто подобное случилось с культурой в XIX и особенно в XX веке, когда материальная культура начала все больше доминировать над духовной.

Само слово «культура» появилось в римской античности. На латыни оно означало «агрокультуру», то есть возделывание, обработку, «культивирование» земли.

В XVIII веке, вошедшим в историю под именем эпохи Просвещения, это понятие получило достаточно устойчивое употребление, которое, по сути, ограничивается одной лишь духовной культурой (просвещенность, образованность, воспитанность человека).

Культурология еще пребывает на стадии становления; в ней нет еще достаточно разработанных понятий, категорий и терминологического аппарата. Тем не менее, число определений культуры растет, и составляет более полутысячи.

Культура рассматривается как: «степень человеческого в человеке» (Ф. Шиллер), «стиль жизни народа» (Ф. Ницше), «живая судьба народа» (Н. Бердяев), «предельное обобщение всего» (А. Лосев).

Существуют точки зрения, обобщив которые можно сказать, что слово «культура» имеет значение образования и воспитания, производства и творчества, поклонения и почитания (религиозному культу).

В конце XIX века были предприняты первые попытки создания собственно культурологии. В частности, такие попытки имели место в Германии, где в рамках новой науки рассматривалась главным образом религия. Однако в полном смысле – и по названию, и по сути – культурология родилась только в XX столетии.

Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975) своей книгой «Наука о культуре» (1949). Его заслуга состоит, прежде всего, в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию.

Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую (определяющую); социальную; идеологическую.

Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает экономические, нравственные, политические отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания.

Первые модели в культурологии были также связаны с именем Л.Уайта.

Лесли Уайт (1900 - 1975) рассмотрел культуру как научную категорию, имеющую определенную область деятельности, которая имеет свои законы развития и не зависит от воли конкретного человека. Он определил это по схеме:

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ


Уайт показал 3 подсистемы

Ведущая – технологическая

Вторая модель культуры (Лесли Уайта)

A – не промышленная деятельность, B – экономика, C – политика, D – промышленность, E – с/х деятельность, F – мораль

Уайт обозначил векторы. Эти векторы обозначают устойчивые, относительно автономной структуры, элементы культуры. Векторы воздействуют друг на друга, и их сумма определяет стратегическое развитие культуры в целом. Какое-то время векторная сумма находится в равновесии, но стоит появиться какому-нибудь новому вектору, равновесие теряется и система приобретает новые количественные и качественные характеристики. Например, конфликты по национальным вопросам, расизму, терроризму.

Третья модель (Традиционная модель культуры) – линейная.

Древний мир → Средние века → Новое время → Современность.

Четвертая модель культуры. (О. Шпенглера)

1-8 различные культуры, развивающиеся независимо друг от друга по аналогии с законами биологии.

A, B, C, D – стадии развития «организма» культура. (A – цивилизация – последняя стадия развития культуры, смерть культуры, B – зрелость,

C – юность, D – детство, E – зарождение).

Эта модель О. Шпенглера (1880 - 1936). 8 овалов представляют 8 культурно-исторических типов культуры: Египет, Китай, Греко-Римская, Индия, Вавилон, Византия, Ислам, Западноевропейская, Майя.

Он отверг традиционную линейную схему развития культуры – «древний мир» – средние века – новое время – современность.

Он предположил, что не существует единой мировой культуры, а есть «Спектакль множества мощных культур», каждая имеет логику своего развития.

Шпенглер считал, что подобно любому живому организму отдельная культура проходит разные стадии: рождение, становление, зрелость, зачатие. Несоприкасающиеся овалы означают независимое, автономное развитие разных культур. Эти же идеи у Данилевского, Ключевского и т. д.

Пятая модель культуры (психоаналитическая школа З. Фрейда)

А – сфера бессознательная, В – сфера сознательная, С – культура.

Сама по себе сфера бессознательная формируется у человека вытеснением из сознательной сферы желаний, на которые культура накладывает эти запреты.

Стрелки показывают влияние культуры и сознания на бессознательное и выход энергии бессознательного в сферу культуры.

Шестая модель культуры (Д. Белла, У. Ростоу)

1-6 – разные культуры.

А, В, С – единая глобальная цивилизация, вобравшая предшествующие культуры. Модель Д. Белла, У. Ростоу «Теория стадий экономического роста» отражает взаимодействие и слияние культур.

Седьмая модель культуры (Социологическая модель А. Зиновьева)

1 - n …….. – различные сферы человеческой деятельности.

Социологическая модель культуры:

Зиновьев считал, что границы социума прозрачные и культура, и политика, и экономика… влияют друг на друга.

Зиновьев. Запад. Феномен западной модели. М., 1995 года.