logo search
1-7 билеты

Крещение Руси и его историко-культурное значение.

Языческая реформа не соответствовала тенденциям времени. Ведущие страны уже приняли мировые религии. К тому времени христианство уже пустило корни на Руси. Христианское влияние исходило из Скандинавии, Византии. Ученые считают, что одними из первых крестился князь Аскольд и его соратники. Этому предположению есть основания в «Окружном послании» константинопольского патриарха Фотия (866-867 гг.), в никоновской летописи. Сообщается о том, что русский флот осадил Константинополь, но согласно ПВЛ, Буря разметала корабли. Считалось, что это чудо свершилось благодаря молитвам Фотия, который вынес на берег ризу Богоматери, омочил её в воде, и поднялась буря. В никоновской летописи говорится, что Аскольду и Диру помешал взять Константинополь гнев божий. В результате русы приняли христианство. Император Василий послал на Русь архиерея, но киевляне не сразу согласились креститься, а потребовали совершить чудо, тогда он бросил Евангелие в огонь, и «огонь не коснулся его», все убежденно крестились. Косвенным доказательством крещения Аскольда является то, что на его могиле была поставлена церковь Николы (возможно, это его христианское имя). Первая христианская епархия на Руси появилась в Тмутаракани при патриархе Фотии в 867 г. Около 955 г. была обращена в христианство княгиня Ольга. Однако в 10 в. христиане составляли меньшинство в Киеве и не сопротивлялись усилению язычества при Владимире. Но их жертвенность могла привлекать симпатии народа. Известна легенда о выборе религии князем Владимиром. Католичество могло быть привлекательно из-за общения с европейскими странами, контакты с волжскими булгарами привлекали внимание к исламу. В целом же из общения с соседями князь понимал, что необходимо было принять одну из мировых религий. Посланники оказались под большим впечатлением от Константинополя («не знаем, где оказались: на небе или на земле»). В феврале 988 г. Владимир крестится. Но греки не выполняют всех своих обещаний, и Владимир решает проблему силовыми методами (берет Корсунь). Христианство меняют на Корсунь. К лету 990 г. Владимир возвращается в Киев, привозит невесту, мощи святых, священные сосуды и иконы. Христианство для Руси означало приобщение к более высокой цивилизации. Ко времени правления Ярослава Мудрого христианство укореняется на Руси. Значение принятия христианства показано в «Слове о Законе и Благодати» Иллариона. Слово начинается с похвалы Владимира. Илларион хвалит князя за крещение русского народа, за его способность любить небесные ценности больше, чем материальные. Илларион разграничивает закон (Ветхий Завет) и благодать (Евангелие). Новый Завет освободил человека, Христос спас верующих, поэтому будущее за Новым Заветом, его приняли более прогрессивные народы, следовательно, и Русь приобщилась к этой высокой культуре. В это время растет международный авторитет Руси, его культурные, дипломатические, торговые связи. Складывается единое государство, объединенное передовой религией, законами. Постепенно исчезает деление восточных славян по племенным признакам. Оформляется единая древнерусская народность. Сам культурно-исторический выбор восточного христианства объясняется потенциальной ценностно-смысловой предрасположенностью славянской культуры. Например, древнерусскому язычнику было легче понять идею Троицы (триединого бога), нежели жесткий монотеизм ислама и иудаизма. К тому же христианство в каждую принявшую его культуру вносило черты одухотворенности, стабильности. На востоке христианство приобрело черты типичной восточной мировой религии с её традиционностью, с акцентом на коллективное, всеобщее спасение. Это тоже было близко древнерусскому народу, поскольку он усваивал черты восточного менталитета кочевых народов. Поэтому христианство на Руси все более начинает сближаться с идеями коллективного, а не личного спасения, сплоченности верующих вокруг централизованной власти. Общинность христианской культуры сформировала соборность. Соборность – это желание приблизиться к богу за счет духовного совершенствования внутри общего православного мира. Отмиранию язычества не содействовало существование сходных черт христианства и язычества: единый владыка вселенной, существовали невидимые силы низших разрядов, производились моления, богослужения, магические обряды, каркасом годичного цикла праздников были солнечные фазы (языческий календарь безболезненно заменяется христианским), существует понятие души, её бессмертия. Перемена веры расценивалась не как смена убеждения, а как замена обрядности и имен божеств. В Новгороде церковь Святого Власия находилась на Велесовой улице, святой - в окружении скота. Чтобы сделать язык новой веры понятным необходимо было установить соответствия старых и новых персонажей, осуществить перевод. Фигуры верхних уровней совпали с христианской верхушкой.

Среди простого народа на всем протяжении русской культуры существовали языческие обряд и представления. Они причудливо смешались с христианскими праздниками, образами. Данное явление получило название народного православия. Первыми чудотворцами русской церкви, причисленными к святым, стали Борис и Глеб. Затем канонизировали Владимира и Ольгу. Поводом для почитания Бориса и Глеба стал факт их кроткого, жертвенного принятия насильственной смерти, заказанной братом. Здесь утверждается христианский идеал отношения к смерти, непротивления насилию, всепрощения.

Принятие христианства способствовало развитию грамотности. Судя по летописям князья были знакомы с иностранными языками, любили читать книги, создавали школы. Первая школа появилась при Владимире. Его дело продолжает Ярослав Мудрый. В школах обучают богословию, риторике, грамматике. Сохранилось ещё одно свидетельство грамотности. С 11 в. грамоте стали учить даже девочек. Сестра Мономаха Янка основала женский монастырь в Киеве, где была женская школа. Памятник – Новгородские берестяные грамоты. Просвещение всецело было в руках церкви. Для церковной службы нужно было переводить греческие книги на славянский язык. За труд создания славянской азбуки взялся Константин (Кирилл) => кириллица. Ярослав Мудрый создал библиотеку при Софийском соборе в Киеве. При Ярославе растет значение самостоятельной киевской митрополии. Впервые на пост митрополита становится русский (Илларион). Возникновение монашество. Основатели самого известного монастыря – Антоний и Феодосий (Печерский – «пещера») => Киево-Печерский монастырь => ПВЛ. Распространяется паломничество на христианский восток. Записки паломников – «хожения» («Хожение игумен Даниила», начало 12 в., Палестина). Растет слава Киева как одного из самым богатых городов Европы (около 400 церквей, 8 рынков). Породнились с государствами Европы. Киев славится ремеслами. Русь славится оружием. Кольчуга на Руси появляется на 2 столетия раньше Западной Европы. Русские города множились деревянными постройками. Существовали 3-4-этажные дома. Деревянное зодчество постепенно перешло в каменное. С принятием христианства на Русь приходят христианские святыни, традиции храмостроительства, богослужебного пения, заимствуются византийские принципы религиозного искусства. В Византии это была аскетическая дисциплина, а любое произведение искусства должно отражать христианские ценности. Отсюда основные качества религиозного искусства: анонимность, каноничность, символичность. Принятие христианства определило пути развития русской культуры, проникло в русский менталитет.