Эволюция древнерусского язычества: представления о мире и человеке. Славяно-русское язычество
Славяне являются крупнейшей группой европейских народов, отличающейся общностью происхождения и языковой близостью к системе индо-европейских языков. Славян делят на три группы:
Южные (болгары, хорваты, черногорцы)
Восточные (русские, украинцы, белорусы)
Западные (чехи, поляки, словаки)
Самоназвание этого племени восходит к славянской лексеме «слово». В отличие от немцев, которые «немые». По историческим данным, славяне 6-7 вв. проживали на территории центральной и восточной Европы. На западе эти территории простирались от Эльбы, Одера, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и Днепра на востоке.
Приблизительно в 7-8 вв. ремесло окончательно отделилось от земледелия, и возникли ремесленные центры. Одновременно появляются и сборные пункты, куда люди сходятся для торговли. Купец – гость, сходятся для гостьбы => погост. В 8 в. Из крупных погостов выросли древнейшие города по греко-варяжскому пути. В исламских сагах Русь называют Гардарикой (страной городов): Ладога, Новгород.
Мировоззрение древних славян носило языческий характер. Славянская мифология очень архаична, имеет праиндо-европейские корни. Мифология не систематизирована и рассыпается по бесчисленным вариантам общеславянского мифа. Функции богов часто дублируют друг друга. Для мировоззрения древних славян характерно восприятие человеческого, божественного и природного как нерасчленимого целого. В народных мифах о сотворении мира говорится, что земля держится на море-океане. Этот океан плещется в каменной чаше, которая покоится на спинах четырёх китов. Киты плывут по реке вселенского огня. Огонь опирается на железный дуб, корни которого питает небесная сила. Этот мир разделен на три части: Правь, Явь, Навь. После смерти душа человека покидает Явь и уходит в мир невидимый – Навь. Некоторое время она странствует и попадает в Ирий (рай). Славяне считали, что душа есть нечто отдельное от тела, имеющее самостоятельное бытие. Когда её хранит бог, она безгрешна, а после жизни, возвратившись и очистившись от грехов, она встречается с богом. Уже в захоронениях неолита находят пробитые черепа (чтобы душа вышла). Древние славяне верили, что в загробной жизни всё так же, как в реальной. Покойников снабжали орудиями труда, одеждой, драгоценностями. Поминальный обряд -тризна. Хоронили либо в земле, либо сжигали на костре, либо отправляли тело по воде, т.к все эти стихии считались магическим пространством, границей между Явью и Навью. Когда покойника сжигали, считалось, что на крыльях огнебога душа возносилась в Ирий. Вода вела в подземные воды (гроб = ладья). Существовали представления о судьбе и предопределенности.
Судьба задается божественными пряхами - рожаницами. Главная из них – богиня Макошь. У южных славян есть суденицы – девы жизни, определяющие судьбу при рождении человека (другие названия – Доля или Недоля). Судьбоносные духи – Вилы – облачные девы (от глагола «вить»). Они прядут облачную кудель, из которой вытягивают нити дождя. Вилы относятся к светлым духам («белые»). Их изображали в виде девушек в светлых одеждах, имеющих облачный пух и белые крылья. Встреча с Долей или Недолей зависит от активности человека. Сама парность Доля-Недоля предполагала борьбу альтернативных тенденций в жизни человека. Эти силы могли оберегать или быть враждебными, а сам человек мог вступать с ними в особые отношения (самый действенный способ – прибегнуть к магии).
Некоторые понятия славянской мифологии восходят к глубокой древности (палеолит – анимизм). Духи олицетворяют безликие силы природы. Духи: берегини, навви, упыри. Полагали, что берегиня – это великая богиня, породившая все сущее, повсюду её сопровождают всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно обращались в период созревания хлебов. В слове «берегиня» содержится корень «брег, берег». Ритуалы в её честь совершались на возвышенностях, холмистых берегах рек. Постепенно славяне поверили, что берегинь много и они обитают в лесах.
Другое божество – Велес. Его представляли в образе медведя (позже человек в медвежьей шкуре). Он покровитель охотничьей добычи. Его шкура подпоясана чересом, который обозначает небесные блага. На чересе висит калита – символ земных благ. Велес научил людей ремеслам. С почитанием Велеса связано слово волхв. Волхвы – колдуны, жрецы. Волхвы надевали звериные шкуры, чтобы уподобиться Велесу, и совершали обряды. День Велеса – понедельник. Именем Велеса клялись в верности. Он считался покровителем скота, главного богатства славян.
Макошь (мать судьбы). Богиня-покровительница женского рукоделия, попечительствует женскому плодородию, урожайности, хозяйственности. Культ Макоши связан с культом матери сырой земли и почитанием воды, которая тоже есть материнская жизнерождающая среда. Макошь почиталась как жена Велеса.
Верховным владыкой вселенной, родоначальником богов, олицетворением неба стал Сварог. Сын Сварога – Перун (громовник). Его оружие – молния, одежда – тучи, слово – гром, дыхание – ветры и бури. Перун признавался как бог земного огня (можно сравнить с Прометеем – принес огонь в дар смертным). Позже этот образ раскалывается: Перун – бог молнии, Сварожич – бог огня, Морской царь – бог воды, Стрибог – бог ветра. В славянской мифологии возник образ, что Перун разъезжает по небу в огненной колеснице, запряженной драконами или крылатым конем, в его руках лук и стрелы. Тотемическое воплощение Перуна – орёл и дуб. В основе названия Перуна на санскрите – молниеносная туча. Киевский идол Перуна: стан из дерева, голова из серебра, уши и усы из золота, ноги из железа, в руке держит молнию, составленную из рубинов. Перед ним в жертвеннике горел огонь. Перун – бог дружины, покровитель княжеской власти.
Жена Перуна – Лада – славянская богиня красоты, любви, бракосочетаний, семейного счастья, покровительница вдов и сирот. Молодожены приносили ей в жертву цветы, ягоды, мёд. Храм Лады в Киеве со статуей богини. Она изображалась с венком из цветов. Её волосы убраны жемчугами, платье украшено. Она держит за руки крылатого младенца Леля. В представлениях древних художников она сливалась с цветами, деревьями, солнцем, живыми существами. Голова украшена венком или солнечными лучами, в руках она может держать солнечные диски. Руки могут постепенно переходить в дерево или туловище птицы.
Дажьбог – сын Сварога, бог солнца. Считается, что первоначально под его покровительством находились все божества плодородия, скотоводства, охоты, растений. В «Слове о полку Игореве» русские называются дажьбожьими внуками. Некоторые считают, что слово «славянин» происходит от слова «солнце».
Числобог – покровитель течения времени и счета. Черты и резды (?). У Числобога два лица: солнце и месяц. Жрецы Числобога считались обладателями знаний.
Збручский идол.
На овине живет овинник (в виде собаки или кота)
Кикимора
Существовал целый ряд томических существ: Баба Яга, Змей Горыныч. Они живут сразу в двух мирах. Дремучий лес – граница между миром живых и мертвых.
В 980 г. князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Главная цель – упорядочить мифологический хаос. Учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном. В пантеон вошли: Дажьбог, Хорс (солнечный диск), Стрибог, Сварог, Семаргл (сеятель семян), Макошь. Все эти силы руководят космическими и природными процессами и являются покровителями русской земли. Но пантеон Владимира оказался отчужденным от повседневной жизни народа (искусственный культ). Но в организационном плане киевское язычество приблизилось к форме древневосточных культов, которые обслуживали интересы государства.
- Эволюция древнерусского язычества: представления о мире и человеке. Славяно-русское язычество
- Славянские календарно-земледельческие обряды и праздники. Зимние праздники
- Весенние праздники.
- Осенние праздники
- Крещение Руси и его историко-культурное значение.
- 4.Развитие каменного зодчества в Киевской Новгородской владимиро-суздальской земле.
- 5. Феномен иконы в русской культуре. Икона как сакральный текст. Образцы древнерусской иконописи.
- 7. Художественная культура средневековой рУси Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.