5. Феномен иконы в русской культуре. Икона как сакральный текст. Образцы древнерусской иконописи.
Русская икона
Иконы различны не только по месту или эпохе их происхождения. Вся русская иконопись необычайно разнообразна по тому смыслу, который раскрывается в образе. Если мы внимательно всмотримся даже в иконы одной школы и одной эпохи, то увидим, насколько многосторонне и неисчерпаемо содержание мира, который эти иконы показывают и открывают нам.
Многие летописные источники и исторические факты, записанные и оставшиеся устными предания, рассказы современников, наконец, сами иконы свидетельствуют о живом и действенном значении иконописного образа в Древней Руси. Икона не только с исчерпывающей полнотой выражала миросозерцание Руси, но являлась и активной участницей русской жизни. Узловые события русской истории совершались под покровительством чудотворных образов. В летописи на протяжении многих веков заносились как немаловажные факты, касающиеся перемещений, поновлений, созданий и явлений новых икон.
Икон на Руси создавалось много. Их писали не только в развитых центрах русских земель, но и на окраинах, так как потребность в иконе всегда была очень велика. Как часть Церкви и часть богослужения икона сопутствовала жизни русского христианина на всех его путях. Немыслим без иконы православный храм, немыслимо без образа и русское жилище. Во всех его помещениях находились иконы. В домах нередко имелись особые молельни со множеством образов. В жилых комнатах непременно был красный угол с постоянно теплящейся лампадой или свечой.
Вся жизнь Руси пронизывалась святостью Церкви. Предметно это выражалось в широкомиспользовании различной церковной утвари в храмовом и домашнем обиходе. Невозможно представить себе русский быт без книг Священного Писания, образков, ладанок, лампады, свечи. Наиболее почитаемым и реально освящающим символом присутствия Церкви в быту была, несомненно, икона. При этом икона соотносилась не только с деятельной стороной жизни человека. Она являлась и особым предметом созерцания, богомыслия, молитвой, выражением доверия к святости. Это действительно был плод богослужебного творчества Руси, выражение ее отношений с Богом и миром, проявление ее творческого переживания присутствия Божия на земле.
4. Каков смысл обратной перспективы в живописи?
Икона - это окно в священный (сакральный) мир, и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздается вширь - простирается.
Обратная перспектива не должна восприниматься как неумение изображать пространство. Обратная перспектива сохраняла свой духовный смысл, но была и протестом против соблазнов "плотского зрения".
Обратная перспектива позволяла разворачивать строения так, что открывались "заслонённые" ими детали и сцены, что расширяло информативность иконного повествования.
В случае прямой перспективы линии сходятся в точку, которая лежит как бы в глубине плоскости изображения. Именно так мы и воспринимаем предметы. В случае обратной перспективы имеет место обратное, - линии сходятся в точке, которая лежит вне картины. Прием этот имеет глубоко символический смысл. Во-первых, он призван показать неземную сущность бытия, в котором существуют персонажи иконы. А во-вторых, схождение линий в пространстве зрителя как бы демонстрирует нам благодать, изливающуюся из мира горнего к нам, в наш грешный мир.
5. Раскройте символику цвета в русской иконописи.
Цвет позволял художникам донести до зрителя то, что в иконах изображалось, и этим поднять их изобразительное значение. Цвет-- это дополнительная характеристика вещей, по которой можно узнать людей, животных, деревья, горы и здания. В этом отношении икона не отличается от живописи нового времени. Впрочем, в иконописи в отличие от живописи не ставилась задача достоверной и точной передачи цвета предметов или красочного впечатления от них.
Иконописцу достаточно того, что по цвету можно узнать предмет. По темно-вишневому плащу--Богоматерь, по светло-малиновому--апостола Павла, по охристому--апостола Петра, по ярко-красному плащу--мучеников Георгия или Дмитрия, по огненно-красному фону--Илью Пророка, который живым поднялся в небесный эфир, и по тому же красному цвету--вечный огонь в аду, в котором Сатана царствует над осужденными грешниками.
Второе значение цвета можно назвать--моральным, душевным. В этом сказывается богословская основа иконописи.
чистота и яркость красок в иконописи понималась как выражение освобождения от мрака, от бескрасочности, от беспросветности, как высокая цель, к которой стремилась каждая благочестивая душа. Краски в иконах выражают не столько отдельные состояния человека: радость или печаль, покой или возбуждение, они прежде всего выражают его духовный подъем.
Своими открытыми, незамутненными красками иконопись поднимала в человеке его нравственные силы, внушала ему веру, поддерживала в нем бодрость. Она звучит как призывный звук трубы, зажигает в сердцах душевный огонь. Вместе с тем она не выводит человека из равновесия, не рождает в нем исступления. Своими красками иконопись удовлетворяет с человеческую потребность в равновесии и душевной гармонии
Умиление
На иконах Богоматери «Умиление» обычно приводится поясное изображение Божией Матери с нежно прижавшимся к Ней Младенцем на руках. Богородица с умилением склоняется к Своему Сыну.
Оранта
С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу.
7. Охарактеризуйте основные иконописные образы Христа: Спас Вседержитель, спас в Силах, Спас Нерукотворный, Спас Эммануил.
Спас Вседержи́тель или Пантокра́тор (от греч. παντοκρατωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.
Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.
Спас в силах
Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — «Спас в силах», центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на престоле в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных». Другой — Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий)
Спас Нерукотво́рный
Спас Нерукотво́рный особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на плате, или Керамидион, представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в.
Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.
По традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.
6. Парадигмы развития и духовная культура Московского царства.
Первое упоминание о Москве содержится в Ипатьевской летописи под 1147 годом. Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий принимает в городке Московь своего союзника Новгород-Северского князя Святослава. В то время Москва всего лишь боярская вотчина. Однако уже Юрий Долгорукий произвел переход от первобытно-общинного к феодальному строю. Династический переход произошел в 1263 году, когда по завещанию АлександраНевского Москва переходит к 2х летнему Даниилу Александровичу. Опекуном был Ярослав Ярославич. Но до своего совешеннолетия он правит. Среди послеующих князей принадлежит Юрию Даниловичу. Он первый получил ярлк на свое княжение от Монголо-татар. Удобное географическое положение. Москву окружают густые леса, незащищенность этих земель привлекают сюда людей которые надеются спастись от иноземцев. Следует так же назвать еще 1 князя – Иван Калита. Начинает собирание земель вокруг Москвы. Монголо-татарское иго оказало влияние на русский многонациональный характер, особенно в отношении понимания государства. Вместе с многими положительными, организационными факторами иноземное иго принесло насильственные, террористически методы управления. Оно уничтожало нац самосознание, чувство личности. Понизился уровень нравственности, материального благосостояния. Само иго воспринимается самими людьми как божий гнем, крест который нужно вынести всем народам. Однако долготерпение взрывалось бунтами, появлялась активность сбросить ненавистное иго. Этим объясняется понятие как к взрыву, бунту. Монгольское гос-во уже воспринимается к тому времени как эталон гос. Могущества, величия, многосоставности. Сохранение всего этого вместе с идеалами Византии казалось залогом величия. Знаковым событием стал переезд в Москву Митрополита русской церкви. Приемник митрополита – Петр сблизился с Иваном Калитой. 1325 г. Они закладывают первую каменную церковь в Москве. Успиение присвятой богородицы. Этот храм должен был стать святыней столицы, вблизи того места, где располагался жертвенник Петр устроил место для будующего захоронения, где и был похоронен. Так Митрополит Петр стал покровителем Москвы. Перенесение Митрополичего стола в Москву имело следствие. Теперь князб рассматривался как старший сын русской церкви, главный сподвижник иерарха. Процесс первращене и русских земель завершился куликовской битвой. Теперь Московские князья выступали как защитники всей Руси. Неслучайно русский историк Василий Ключевский говорит о том, что государство Московское родилось на Куликовом поле. Очень большое значение имела теория Москва третий Рим. Она была сформули рована в 1524 г. Сформулировал Филофей. 2 Рима пали., Третий стоит, а четвертому небывать. Выражается мессиансая роль Москвы, которой предназначено быть оплодом всего христианского мира. Данная идеология проявила неприязнь ко всему человеческому. Это было самоизоляцией, религиозной нетерпимости. Неслучайно получает названеи православие. Русь начинает именовать себя святой, великой. Идея царства срастается с идеей церкви в государстве. Царь здесь выступает как земной бог. Все светские политические акты воспринимаются как действия, направленные на укрепление веры, авторитета православной церкви. На рубеже 15-16 веков обозначачелись 2 различных типов связи. Представителем первого из них был Нил Сорский. Опирался на Византийские традиции исихазма(религия навправленная на внутреннее совершенствование). Главное – это духовное совершенствование. Именно поэтому последователи Мира Сорского назвали нестяжатели. Противоположное учение заложено Игуменом Вологоласского Монастыря Исифом Волотским. Осефляне – последователи ИВ. Приумнжали богатства Монастыря свои См вкладами. Смысл этого учения это политическая, идеологическая поддержка. В свою очередь и Власть поддерживать монастери своими угодьями. Власть должна укреплять церкви в обществе. Так Иосиф Володский способствует возвышению Ивана 3 как самобежца. Данное течение одержала победу в русском православии. В 80 годы 15 века в Новгороде появляется Еретичество. Еретичество высказывало отличие от традиционных взгляды о природе, человече, обществе. Оно возникло в городског де, выразителями этого учения стали рядового духовенства. Общим для всех пролит. Управлений стала критика рационализма, цервовных догматов и власти. В Новгороде возникает Ересь Стригольничество. Оснавателем ее стал ФедорГеоКарт Стригольници отвергали современное духовенство, вообще церковь признавали право за каждым мирянином проповедовать , отвергали христианские таинства, некотор Македонскому.некоторые из них не признавали воскрешение мертвых. Ересь житоствующая. Она проникла под ситовскими Евреями и представляло собой синтез разных учений, которые были пересмотрена на исходе етхого совета. Поэтому критиковалось идея о троице. Главная задаца – признание прва каждого человека, на свободу обращения к мирским знаниям. Сами еритики занимались астрономиец,, математикой, логикой, изучали исследования античности. Известной полит. Книгой стала книга Аристотелевы врота, где излагались наставления Аристотеля Александру, Логика Авеосафа. Здесь дается разделение логики по разделам, характеристика общества.ЗДЕСЬ Закладываются истоки закономыслия.80 тгоды 16 века Еретическое движение появляется и в Москве. Оно было оргнизованно дьяком курициным. Доказывает связь Московских Еритиков, так как Иван 3 стремиося к икуьяризации. Эт и еретики занимались философоей, юриспруденции. 1564 г. Появление печатных книг. Дьяк Ивано Федоров с помошником Петром Тимофеевым напечаталервую точную датированному миру часовнек. Первые печатные русские книги сохранили графику, орнамент, близких к ним рукописных книг. Юродеве. Христа ради Юродивые. Особый тип христттианских подвижниов. Он ведет образ жизни, кажущийся безумным. Но это всего-лиш мирное безумие. Для того, чтобы подчеркнуть противоречие межну Мирскмим законами, и Христианской истиной. Многие Юродивые обладали пророчеством. Для рассказывания своих пророчествиспользовали иносказания, безсвязанных рассказов. Юродивые могут отлиать даже монашеский подвиг, гдесодержится облик тщеславия. Первый Юродивый появился Инак Исаакий. Однако подлинным Юродевым называют прокопия Устюжзкого 13 в. Согласно житиям Юродиевых у них были иноземцы. Юродевый есть мирская совесть. Этим своим поведением Юродбиевый показвает что этот мир неизвестный, неизящный. Руски Юродиевые пользовались исклбчительнвм правом всказыватть обвинение в лицо царя. Точно как царь в своей стране, отец это государь в малом государстве. Повседневная жизнь Московсвого государства регулировалась правилами домостроя. Отрок – неимеющий голоса, неговорящий. Хлопец – произв. Холоп. Крайняя замкнутость домашнего быта распразновалась церковными праздниками. Одним из самых главнх является крещение. Необходимым атрибутом всех народов были выступления скоморохов. Посути скоморожество имеет языческие корни, и произошло от профессионализации участвников языческих обрядов. Скоморохи могли быть кочевыми, могли быть оседлыми. Известны кукольными произведениями, и медвежьими потехами. Возможно слово скоморох производное от скомати – производить шум. Скомарох от слова Масхара. В Византии глупцы и смехотворцы назывались скоммарх. Средневековые праздники сопровождались братчинами. Известны так же и такие забавы, как взятие снежного коробля, кулачный бой. Получают распространения кости и карты. Любимой забавой царей была охота.
- Эволюция древнерусского язычества: представления о мире и человеке. Славяно-русское язычество
- Славянские календарно-земледельческие обряды и праздники. Зимние праздники
- Весенние праздники.
- Осенние праздники
- Крещение Руси и его историко-культурное значение.
- 4.Развитие каменного зодчества в Киевской Новгородской владимиро-суздальской земле.
- 5. Феномен иконы в русской культуре. Икона как сакральный текст. Образцы древнерусской иконописи.
- 7. Художественная культура средневековой рУси Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.