Осенние праздники
В сентябре начинается новый природный цикл, который отмечался особыми празднествами и обрядами. Они помогали человеку перестроиться на новый ритм, войти в новое состояние, соответствующее осенней природе. 29 августа проводили обряд захоронения «красного летечка»: собиралась молодежь у околицы, туда же приносили накануне приготовленную старыми людьми куклу из глины. Она была слеплена в человеческий рост и одета в холщовый саван. Две девушки в благоговейном молчании поднимали куклу на руки и несли к реке. На самом крутом берегу все останавливались и клали ношу на землю. Затем присутствующие начинали причитать над куклой. Оплакав ее как покойника, поднимали на руки и бросали в воду. 30 августа на полях завивали оставленные несжатые стебли и заговаривали будущий урожай.
Сентябрь начинается неделей почитания огня – огненной седьмицей. В день первой встречи осени в домах обязательно тушили старый огонь и возжигали новый огонь, древним способом, с помощью трения. Приносили ему требы, старались задобрить, чтоб не жег домов, не палил овинов. Например, разводя огонь – Сварожич под овином, для просушки снопов, в него клали не обмолоченный сноп ржи, как жертву, чтобы огонь покушал, был сыт и не спалил бы овин.
Первые осенины – заклички осени, проводили 1 сентября. С утра выходили женщины и девушки в праздничных одеждах на берег реки. Приносили с собой на расшитом рушнике овсяный хлеб – каравай и овсяный кисель, с поклонами протяжно звали Матушку Осень. Песней провожали перелетных птиц, затем делили благословленный Матушкой Осениной хлеб на равные части по числу собравшихся женщин, угощались им, славили богиню любви Ладу, богиню плодородия Макошь и вещих дев Рожениц. С этого дня начиналось бабье лето, которое длилось две недели. Бабье лето – праздники, посвященные женским божествам, которые покровительствовали также женским осенним работам – лики Богини-Матери: Мать сыра Земля, Макошь, Лада, Рожаницы.
Девушки устраивали «похороны» мух и тараканов. А вместе с ними ритуально – символически «хоронили» все то, от чего хотели избавиться в себе: дурное, надоевшее, отжившее. Сама Макошь – Осенина помогала каждой хозяйке очистить и защитить свой дом. К этому дню старались переехать в новый дом. Устроить новоселье в первый день начала нового периода – к счастливому богатому житью. Ведь в этот день сама богиня Макошь, покровительница плодородия, изобилия и достатка сходила на землю.
День второго сентября посвящался Велесу – покровителю домашнего скота. Почитая Велеса Осеннего, не выгоняли скотину со двора, верили: выгонишь – беду нагонишь! 5 сентября – удачное время для предсказаний и гаданий. Ведуны и знахари гнали из деревень нечистую, темную силу, воплощенную в осенних хворях, болезнях – лихорадках.
День осеннего равноденствия (22 сентября) отмечался праздником Таусень, Овсень. Авсень, Усень, Осень, Радогощь – названия праздника в зависимости от говора местности. С момента осеннего равноденствия власть солнца с каждым днем уменьшается, могучее Солнце-купала становиться мудрым, слабеющим Солнцем, стариком, Световитом. Также этот праздник был связан с окончанием сельскохозяйственных работ. Празднование начинали за неделю до Дня осеннего равноденствия и продолжали неделю после. В это время подсчитан собранный урожай, уже сделаны запасы на следующий год. Праздник урожая отмечался широким хлебосольством. Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием костров и осенними хороводами, веселились, пекли большие праздничные пироги, чтобы на следующий год собрать хороший урожай. В доме ставили большие снопы. Желали друг другу, чтобы следующий год был плодороден. После осеннего равноденствия древние жители Руси провожали богиню Живу в Сваргу ( небесное царство) благодаря ее за подаренный урожай. Сварга закрывалась на холодный и темный зимний период.
- Эволюция древнерусского язычества: представления о мире и человеке. Славяно-русское язычество
- Славянские календарно-земледельческие обряды и праздники. Зимние праздники
- Весенние праздники.
- Осенние праздники
- Крещение Руси и его историко-культурное значение.
- 4.Развитие каменного зодчества в Киевской Новгородской владимиро-суздальской земле.
- 5. Феномен иконы в русской культуре. Икона как сакральный текст. Образцы древнерусской иконописи.
- 7. Художественная культура средневековой рУси Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.