53. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.
Основные принципы, исповедуемые наукой XIX в., можно сформулировать как принцип всеобщности (стремление к тотальному охвату и упорядочению явлений посредством классификации, систематики, таксономии), принцип детерминизма (обусловленность всякого явления средой, окружением, системой причинных взаимосвязей) и принцип эволюции (объяснение явления в генетическом, историко-диахроническом аспекте, через происхождение и развитие). Ориентация на них характеризует в той или иной степени и литературное сознание середины века.
Романы, создаваемые в это время, словно одержимы желанием объять необъятное - тяготеют к широкой панорамности, даже всеохватности. В основание "Человеческой комедии" Бальзак полагает этюды о нравах, где планирует описать все социальные явления и жизненные ситуации, все характеры, возрасты, профессии и т.д. В том, как он идет потом к осуществлению задуманного, нет ничего от капризной вольности художника, - куда более ощутимы упорство и педантизм ученого, который каждым новым томом будто ставит галочку: представлена парижская жизнь, провинциальная, сельская, военная и т.д. Каждую из них еще надо классифицировать, разложить на виды и подвиды - шутливый экзерсис на эту тему не лишен, конечно, серьезного подтекста: "Рантье, по Линнею, существо человекообразное, по Кювье - млекопитающее, отряд парижан, семейство акционеров, племя тупиц" . Кропотливость описания не исключает, а предполагает титанизм общего замаха. Создатель "Человеческой комедии" оптимистически обещает "отобразить все общество в своей голове", а под портретом Наполеона оставляет многозначительное обязательство: "То, что он не совершил мечом, я совершу пером". Подразумеваемое освоение-завоевание мира Бальзак осуществляет разом и вширь, и вглубь, - после следствий намечая описать причины, от причин, в желанном пределе взойти к началам вещей - к закономерностям, имманентным социальной жизни и бытию вообще.
Принцип детерминизма - взаимопринадлежности, взаимообусловленности человека и среды - также утверждается как важнейший ориентир художественного письма. В науке он интенсивно разрабатывается биологией, которая устами и в лице Ч. Дарвина призывает "царя природы" к скромности, даже самоуничижению. Человек привык считать себя жемчужиной мироздания? Но что есть жемчужина, как не продукт жизнедеятельности моллюска? И что есть личность, как не функция бесконечного числа обстоятельств, пересекшихся в некоторой точке пространства и времени? Существует ли она вообще вне паутины причин и следствий, обусловленности происхождением и окружением?
Аналогом детерминистской научной логики в искусстве реализма следует признать то, что Р. Якобсон определил впоследствии как метонимическое воображение . Метонимия, в отличие от метафоры, не предполагает разрывов и капризных прыжков фантазии: она сопрягает не далекие и видимо посторонние явления, но целое и часть, пространственно и логически прилегающие друг к другу. Связь по смежности, как правило, кажется самоочевидной, естественно убедительной. Нет дыма без огня, свидетельствует здравый смысл, - руководясь сходной логикой, мы полагаем, что вещь, принадлежащая человеку, несет на себе печать его характера, характер предопределяет жизненную историю, жизненная история характеризует социальную среду, в которой развертывается и т.д.
- 1. Феномен культуры. Культура как общественно-историческое явление.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Функции культуры.
- 4. Культурология как наука. Предмет и методы исследования.
- 5. Культура и личность (на материале утопии и антиутопии).
- 6. Культура и природа. Развитие соотношения понятий.
- 7. Социокультурный контекст русского космизма. Основные теории (н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский, в. Вернадский).
- 8. Генезис и функции этнической культуры (л.Н. Гумилев)
- 9. Национальная культура как определенная социокультурная целостность. Основные признаки.
- 10. Западный и восточный типы культуры. Смысловые и ценностные характеристики.
- 11. Линейно-эволюционная модель культурно-исторического развития (г. Гердер, Гегель, к. Маркс).
- 12. Циклическая модель культурно-исторического развития (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер).
- 13. Социокультурная концепция п.А. Сорокина
- 14. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 15. Богословские концепции культуры.
- 16. Коммуникативно-символическая природа культуры.
- 17. Знаки и символы как культурно-коммуникативные коды.
- 18. Культура как система ценностей.
- 19. Миф как явление культуры и проблема мифологического сознания.
- 20. Православие и его роль в истории русской культуры.
- 21. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.
- 22. Социокультурное содержание модернизма.
- 23. Культура постмодернизма. Общая характеристика.
- 24. Причины и признаки кризиса гуманистической культуры хх века.
- 26. Аудио-визуальные формы культуры хх века (фотография, кино, тv, компьютер).
- 27. «Элитарная» и «массовая» культуры как проблемы хх века.
- 28. Понятие информационного общества и особенности его культуры.
- 29. Современные цивилизационные процессы и судьба культуры ххi века.
- 30. Проблема глобализации культуры. Роль и судьба России в культуре ххi века.
- 31. Характеристика первобытно-синкретического типа культуры.
- 32. Миф как явление первобытной культуры.
- 33. Этапы развития античной культуры.
- 34. Античный театр. Его общественная и культурная роль. Древнегреческая трагедия как выражение сознания человека классического периода
- 35. Гомеровский эпос как форма выражения сознания архаического периода.
- 36. Эллинизм - последняя стадия античной культуры.
- 37. Христианство и новая модель мира в культуре Средневековья.
- 38. Сословный характер средневековой культуры.
- 39. Национальное своеобразие русской средневековой культуры.
- 41. Возрождение как первая фаза развития культуры Нового времени. Основные этапы ренессансной культуры. Круг идей эпохи Возрождения.
- 42. Изображение человека в искусстве Возрождения (литература, изобразительное искусство).
- 43. Противоречия эпохи Возрождения.
- 45. Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII века.
- 46. XVIII век – новый этап в развитии русской культуры. Историко-культурный смысл реформ Петра I.
- 47. Своеобразие русского Просвещения.
- 48. Русские просветители: их идеи и судьбы
- 49. Романтизм как тип культуры. Исторические и эстетические истоки романтизма.
- 50. Концепция личности и картина мира в культуре романтизма. Идеалы романтизма.
- 51. Культурные достижения романтизма.
- 52. Особенности русского романтизма.
- 53. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.
- 54. Философские и эстетические идеи западноевропейского модернизма.
- 55. Человек и мир в культуре западноевропейского модернизма.
- 56. Модернистские направления в европейском и русском искусстве хх века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, авангард).
- 57. Культура русского модернизма. Философия и эстетика символизма.
- 58. Компьютер и Интернет как формы новой интегральной культуры.
- 59. Постмодернизм как явление информационного общества.
- 60. Кино как синтетическое искусство хх века.