59. Постмодернизм как явление информационного общества.
Бурное развитие технологий, стремительное их проникновение во все сферы человеческой жизни, а также свободный доступ к ним привели к активизации многих видов духовной деятельности. В последние годы изменениям подверглись практически все виды творчества. Возникает компьютерная графика и живопись, при помощи компьютера пишется музыка, создаются кино- и мультипликационные фильмы… Но оценивать роль компьютера в этом процессе как некоего приспособления, при помощи которого появляются новые только с технической точки зрения продукты искусства, было бы ошибочным. Искусство, существующее в Сети, обладает совершенно иными культурологическими характеристиками по сравнению с теми, которые существовали в докомпьютерный период.
Не подлежит сомнению тот факт, что новые компьютерные технологии породили к концу ХХ века и принципиально иные умонастроения в обществе. Пытаясь дать характеристики социума на современном этапе развития, многие западные и российские ученые прибегают к таким определениям как «постиндустриальное общество» (Д. Бэлл), «информациональное общество» (М. Кастельс) «информационное» или «сверхиндустриальное общество» (Э. Тоффлер). Но, как справедливо утверждает философ В. Емелин, все эти определения указывают «на довольно ограниченный срез социальной действительности, главным образом, связанный с развитием новых информационных технологий, что уместно на социологическом уровне рассмотрения, но недостаточно для философского обобщения всей совокупности перемен, происходящих в обществе конца второго тысячелетия» . Исследователь предлагает называть общество последней трети ХХ – начала XXI века постмодернистским.
У такой точки зрения есть довольно весомые основания. В. Емелин справедливо отмечает, что по сравнению с «информационным обществом», постмодернистское становится «более общим по своему объему, и с его помощью можно охватить практически все сферы и подсистемы общества. Теорию постиндустриального общества правильнее будет считать одной из социологических доктрин, выражающих постмодернистское мировоззрение» .
Нельзя не согласиться с философом в том, что возникновение постмодернистского мировоззрения не может существовать вне информационного общества. А технологии информационного общества базируются на постмодернистской мировоззренческой основе.
- 1. Феномен культуры. Культура как общественно-историческое явление.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Функции культуры.
- 4. Культурология как наука. Предмет и методы исследования.
- 5. Культура и личность (на материале утопии и антиутопии).
- 6. Культура и природа. Развитие соотношения понятий.
- 7. Социокультурный контекст русского космизма. Основные теории (н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский, в. Вернадский).
- 8. Генезис и функции этнической культуры (л.Н. Гумилев)
- 9. Национальная культура как определенная социокультурная целостность. Основные признаки.
- 10. Западный и восточный типы культуры. Смысловые и ценностные характеристики.
- 11. Линейно-эволюционная модель культурно-исторического развития (г. Гердер, Гегель, к. Маркс).
- 12. Циклическая модель культурно-исторического развития (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер).
- 13. Социокультурная концепция п.А. Сорокина
- 14. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 15. Богословские концепции культуры.
- 16. Коммуникативно-символическая природа культуры.
- 17. Знаки и символы как культурно-коммуникативные коды.
- 18. Культура как система ценностей.
- 19. Миф как явление культуры и проблема мифологического сознания.
- 20. Православие и его роль в истории русской культуры.
- 21. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.
- 22. Социокультурное содержание модернизма.
- 23. Культура постмодернизма. Общая характеристика.
- 24. Причины и признаки кризиса гуманистической культуры хх века.
- 26. Аудио-визуальные формы культуры хх века (фотография, кино, тv, компьютер).
- 27. «Элитарная» и «массовая» культуры как проблемы хх века.
- 28. Понятие информационного общества и особенности его культуры.
- 29. Современные цивилизационные процессы и судьба культуры ххi века.
- 30. Проблема глобализации культуры. Роль и судьба России в культуре ххi века.
- 31. Характеристика первобытно-синкретического типа культуры.
- 32. Миф как явление первобытной культуры.
- 33. Этапы развития античной культуры.
- 34. Античный театр. Его общественная и культурная роль. Древнегреческая трагедия как выражение сознания человека классического периода
- 35. Гомеровский эпос как форма выражения сознания архаического периода.
- 36. Эллинизм - последняя стадия античной культуры.
- 37. Христианство и новая модель мира в культуре Средневековья.
- 38. Сословный характер средневековой культуры.
- 39. Национальное своеобразие русской средневековой культуры.
- 41. Возрождение как первая фаза развития культуры Нового времени. Основные этапы ренессансной культуры. Круг идей эпохи Возрождения.
- 42. Изображение человека в искусстве Возрождения (литература, изобразительное искусство).
- 43. Противоречия эпохи Возрождения.
- 45. Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII века.
- 46. XVIII век – новый этап в развитии русской культуры. Историко-культурный смысл реформ Петра I.
- 47. Своеобразие русского Просвещения.
- 48. Русские просветители: их идеи и судьбы
- 49. Романтизм как тип культуры. Исторические и эстетические истоки романтизма.
- 50. Концепция личности и картина мира в культуре романтизма. Идеалы романтизма.
- 51. Культурные достижения романтизма.
- 52. Особенности русского романтизма.
- 53. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.
- 54. Философские и эстетические идеи западноевропейского модернизма.
- 55. Человек и мир в культуре западноевропейского модернизма.
- 56. Модернистские направления в европейском и русском искусстве хх века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, авангард).
- 57. Культура русского модернизма. Философия и эстетика символизма.
- 58. Компьютер и Интернет как формы новой интегральной культуры.
- 59. Постмодернизм как явление информационного общества.
- 60. Кино как синтетическое искусство хх века.