logo
Kulqturologiq_Otvety_na_voprosy_2

5. Культура и личность (на материале утопии и антиутопии).

Человек — это особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества. С одной стороны, человек разумный (Homo sapiens)—это результат биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Однако отличия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают поведенческие стереотипы и одновременно ограничивают вариации этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом. У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40 тысяч лет, относится к одному биологическому виду (Homo sapiens), но тем не менее обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения. К. Маркс прокомментировал эту ситуацию так: «Человек может вести себя по мерке любого вида». Среди представителей (Homo sapiens) присутствует индивидуальная вариативность поведения, которая неизвестна животному миру. Биологические предпосылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяет членораздельная речь, показ и пример. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилам») и преемственностью в поведении. И если говорить о программировании поведения человека, то его определяет культура. Она является своеобразной программой поведения человека. Однако культура порождена социальным статусом индивида и ие имеет прямого отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того типа сообщества, который характерен для Homo sapiens.

Таким образом, человек — это существо биосоциальное С одной стороны, он генетически связан с другими формами биологической жизни. Человек подвержен влечениям и страстям. Он впадает в страх и гнев. Его телесное существо подчинено всем за-конам биологии и физиологии. Выделение человека из природы произошло благодаря: — умению производить орудия труда; — обладанию членораздельной речи; — наличию сознания и разума; — способности быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.

С другой стороны, человек—существо социальное, ибо он преобразует природные объекты, т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью. Именно в ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо. Впервые это определение было дано Аристотелем, который назвал человека «общественным животным». С течением времени возникла масса других определений человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности. Так, например, человек — это существо моральное, свободное, обладающее самосознанием и пр. »