logo
Kulqturologiq_Otvety_na_voprosy_2

7. Социокультурный контекст русского космизма. Основные теории (н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский, в. Вернадский).

В религиозно-философской мысли русского космизма оформляется собственный взгляд на характер исторического процесса и обновление мира, который предполагает иной тип христианской эсхатологии. Неортодоксальная трактовка Апокалипсиса, принятая в русском космизме, заключается в замене идеи спасения идеей творческого преображения бытия, т. е. расширении философского понимания смысла спасения (например, в «философии хозяйства» С. Н. Булгакова, в «философии активного христианства» Н. Н. Федорова и т. д.). Активному отношению к миру и человеку в философии космизма соответствует позитивный взгляд на конечные судьбы человечества, что ориентирует на восприятие универсума как эволюционирующего целого, еще незавершенного, становящегося.

Таким образом, будущее философам-космистам представлялось как допускающее поливариантность, т. е. возможность альтернативных путей развития. В этом контексте историческое развитие выступает в качестве богочеловеческого процесса (в религиозно-философской традиции) или соответствует этапу ноосферогенеза (в методологически-философской). Но в любом случае будущее зависит не только от Бога или природы, но и от человеческого участия в этом процессе (в этом смысле актуален антропный космологический принцип).

Отечественные космисты одними из первых поставили вопрос о космизации этики, полагая, что все проблемы человеческого бытия нужно рассматривать, учитывая взаимовлияние космоса и человека. Космической философией К. Циолковского, идеей ноосферы В. Вернадского, признанием А. Чижевским, что человек и микроб - космические существа заложены основы философии космонавтики, связанной с научно-техническими, гуманитарными, экономическими и международно-политическими проблемами освоения космоса. Ценность научных идей русских космистов состоит не только в изучении взаимодействий человечества и космоса, но, главным образом, в формировании антропокосмического мировоззрения, определяющего особое отношение к природе Земли и самого человека. Прагматическое отношение к природе оборачивается потерей равновесия между материальными и духовными ценностями. В современной философии происходит переосмысление концепции привилепфованного положения человеческого разума и постулатов классической науки. Научные и философские идеи русских космистов предвосхитили эту тенденцию. Еще Н. Федоров, а вслед за ним и другие космисты задавались вопросом: ради каких целей истощаются многовековые запасы, земли. И приходили к выводу, что удовлетворение сиюминутных интересов фаньше или позже превратит землю в «кладбище» человечества. Увлеченный погоней за благами и комфортом цивилизации, человек перестает критически оценивать последствия собственных поступков, даже таких, которые обретают планетарные масштабы.