logo
Kulqturologiq_Otvety_na_voprosy_2

8. Генезис и функции этнической культуры (л.Н. Гумилев)

Структура и свойства этноса Евразийские идеи получили свое развитие в научном творчестве выдающегося русского мыслителя Львом Николаевичем Гумилевым. Им были разработаны фундаментальные основы пассионарной теории этногенеза. Значение этого научного открытия для мировой науки огромно. Используя системный метод эмпирического обобщения фактов этнической истории, Л.Н. Гумилев убедительно доказал, что этнос как коллективная форма существования вида Homo - объективное явление природы, а не социологическая спекуляция. Изучая историю прошлых веков, Лев Николаевич Гумилев осознал, что историею движет не классовая борьба, но и другие могучие природные процессы, оказывающие более сильными. Носителями последних являются этносы - устойчивые естественносложившиеся коллективы людей, объединенные этнической традицией и противопоставляющие себя другим коллективам. Были открыты законы рождения, развития и гибели этнических систем Согласно учению Л.Н. Гумилева, системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживаются геохимической энергией живого вещества биосферы. Каждый этнос устанавливает своеобразные отношения с окружающей средой. Адаптируемость к ландшафту - вот основная причина этнического многообразия. Она достигается не только за счет морфологических или физиологических изменений, но и благодаря выработке оригинальных стереотипов поведения, передающихся по наследству через традицию, механизм сигнальной наследственности (условный рефлекс подражания). Стереотип поведения этноса имеет сложную структуру, особенно выразительно стереотипы проявляются в экстремальных ситуациях. Человеку, выросшему в чуждой среде, трудно затем приспособиться к жизни в этническом коллективе, тогда как для членов этого коллектива нормы поведения не кажутся тягостными. При встрече разных этносов чужие стереотипы иногда не кажутся им сколько-нибудь неприятными, в других случаях - встречают взаимное неприятие и даже омерзение. Стереотипы поведения формируются в определенных типах естественного и техногенного (антропогенного) ландшафта и меняются по мере его плавных изменений. Сложнее дело с перемещением в чужие ландшафты: переселенцы стараются разместиться в ландшафтах знакомого типа, при невозможности этого - начинают приспосабливать чужой ландшафт под свои требования, что иногда приводит к хищническому его использованию и даже разрушению, особенно при неумелом внедрении техногенных преобразований, разработанных для других ландшафтов. Структура этноса сложна. Л.Н. Гумилевым выделено четыре уровня соподчиненности этнических систем: суперэтносы, этносы, субэтносы, консорции и конвиксии. Самым высшим и крупным звеном этнической иерархии являются суперэтносы - этнические системы, состоящие из нескольких этносов, возникших, как правило, одновременно. Например, суперэтносы Российский, Западноевропейская цивилизация, Мир ислама. Суперэтносы складываются из этносов. Например, Российский суперэтнос состоит из этносов русских, украинцев, белорусов. Более дробными группировками являются субэтносы, консорции и конвиксии, объединяющие людей по более частным признакам.