8. Генезис и функции этнической культуры (л.Н. Гумилев)
Структура и свойства этноса Евразийские идеи получили свое развитие в научном творчестве выдающегося русского мыслителя Львом Николаевичем Гумилевым. Им были разработаны фундаментальные основы пассионарной теории этногенеза. Значение этого научного открытия для мировой науки огромно. Используя системный метод эмпирического обобщения фактов этнической истории, Л.Н. Гумилев убедительно доказал, что этнос как коллективная форма существования вида Homo - объективное явление природы, а не социологическая спекуляция. Изучая историю прошлых веков, Лев Николаевич Гумилев осознал, что историею движет не классовая борьба, но и другие могучие природные процессы, оказывающие более сильными. Носителями последних являются этносы - устойчивые естественносложившиеся коллективы людей, объединенные этнической традицией и противопоставляющие себя другим коллективам. Были открыты законы рождения, развития и гибели этнических систем Согласно учению Л.Н. Гумилева, системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживаются геохимической энергией живого вещества биосферы. Каждый этнос устанавливает своеобразные отношения с окружающей средой. Адаптируемость к ландшафту - вот основная причина этнического многообразия. Она достигается не только за счет морфологических или физиологических изменений, но и благодаря выработке оригинальных стереотипов поведения, передающихся по наследству через традицию, механизм сигнальной наследственности (условный рефлекс подражания). Стереотип поведения этноса имеет сложную структуру, особенно выразительно стереотипы проявляются в экстремальных ситуациях. Человеку, выросшему в чуждой среде, трудно затем приспособиться к жизни в этническом коллективе, тогда как для членов этого коллектива нормы поведения не кажутся тягостными. При встрече разных этносов чужие стереотипы иногда не кажутся им сколько-нибудь неприятными, в других случаях - встречают взаимное неприятие и даже омерзение. Стереотипы поведения формируются в определенных типах естественного и техногенного (антропогенного) ландшафта и меняются по мере его плавных изменений. Сложнее дело с перемещением в чужие ландшафты: переселенцы стараются разместиться в ландшафтах знакомого типа, при невозможности этого - начинают приспосабливать чужой ландшафт под свои требования, что иногда приводит к хищническому его использованию и даже разрушению, особенно при неумелом внедрении техногенных преобразований, разработанных для других ландшафтов. Структура этноса сложна. Л.Н. Гумилевым выделено четыре уровня соподчиненности этнических систем: суперэтносы, этносы, субэтносы, консорции и конвиксии. Самым высшим и крупным звеном этнической иерархии являются суперэтносы - этнические системы, состоящие из нескольких этносов, возникших, как правило, одновременно. Например, суперэтносы Российский, Западноевропейская цивилизация, Мир ислама. Суперэтносы складываются из этносов. Например, Российский суперэтнос состоит из этносов русских, украинцев, белорусов. Более дробными группировками являются субэтносы, консорции и конвиксии, объединяющие людей по более частным признакам.
- 1. Феномен культуры. Культура как общественно-историческое явление.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Функции культуры.
- 4. Культурология как наука. Предмет и методы исследования.
- 5. Культура и личность (на материале утопии и антиутопии).
- 6. Культура и природа. Развитие соотношения понятий.
- 7. Социокультурный контекст русского космизма. Основные теории (н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский, в. Вернадский).
- 8. Генезис и функции этнической культуры (л.Н. Гумилев)
- 9. Национальная культура как определенная социокультурная целостность. Основные признаки.
- 10. Западный и восточный типы культуры. Смысловые и ценностные характеристики.
- 11. Линейно-эволюционная модель культурно-исторического развития (г. Гердер, Гегель, к. Маркс).
- 12. Циклическая модель культурно-исторического развития (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер).
- 13. Социокультурная концепция п.А. Сорокина
- 14. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 15. Богословские концепции культуры.
- 16. Коммуникативно-символическая природа культуры.
- 17. Знаки и символы как культурно-коммуникативные коды.
- 18. Культура как система ценностей.
- 19. Миф как явление культуры и проблема мифологического сознания.
- 20. Православие и его роль в истории русской культуры.
- 21. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.
- 22. Социокультурное содержание модернизма.
- 23. Культура постмодернизма. Общая характеристика.
- 24. Причины и признаки кризиса гуманистической культуры хх века.
- 26. Аудио-визуальные формы культуры хх века (фотография, кино, тv, компьютер).
- 27. «Элитарная» и «массовая» культуры как проблемы хх века.
- 28. Понятие информационного общества и особенности его культуры.
- 29. Современные цивилизационные процессы и судьба культуры ххi века.
- 30. Проблема глобализации культуры. Роль и судьба России в культуре ххi века.
- 31. Характеристика первобытно-синкретического типа культуры.
- 32. Миф как явление первобытной культуры.
- 33. Этапы развития античной культуры.
- 34. Античный театр. Его общественная и культурная роль. Древнегреческая трагедия как выражение сознания человека классического периода
- 35. Гомеровский эпос как форма выражения сознания архаического периода.
- 36. Эллинизм - последняя стадия античной культуры.
- 37. Христианство и новая модель мира в культуре Средневековья.
- 38. Сословный характер средневековой культуры.
- 39. Национальное своеобразие русской средневековой культуры.
- 41. Возрождение как первая фаза развития культуры Нового времени. Основные этапы ренессансной культуры. Круг идей эпохи Возрождения.
- 42. Изображение человека в искусстве Возрождения (литература, изобразительное искусство).
- 43. Противоречия эпохи Возрождения.
- 45. Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII века.
- 46. XVIII век – новый этап в развитии русской культуры. Историко-культурный смысл реформ Петра I.
- 47. Своеобразие русского Просвещения.
- 48. Русские просветители: их идеи и судьбы
- 49. Романтизм как тип культуры. Исторические и эстетические истоки романтизма.
- 50. Концепция личности и картина мира в культуре романтизма. Идеалы романтизма.
- 51. Культурные достижения романтизма.
- 52. Особенности русского романтизма.
- 53. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.
- 54. Философские и эстетические идеи западноевропейского модернизма.
- 55. Человек и мир в культуре западноевропейского модернизма.
- 56. Модернистские направления в европейском и русском искусстве хх века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, авангард).
- 57. Культура русского модернизма. Философия и эстетика символизма.
- 58. Компьютер и Интернет как формы новой интегральной культуры.
- 59. Постмодернизм как явление информационного общества.
- 60. Кино как синтетическое искусство хх века.