9. Северное Возрождение.
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.
Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Духовное пробуждение Европы, которое началось в к. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности - пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль. Процесс духовного пробуждения шел двумя путями: 1) развитие элементов светского гуманистического мировоззрения; 2) развитие идей религиозного «обновления». По первому пути пошла Италия (Ренессанс, с его реалистическими тенденциями), по второму — Северная Европа с формами зрелой готики, с её общим спиритуалистическим настроем и натурализмом деталей. Основные отличия от итальянского возраждения: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. Ян ван Эйк (1390—1441): голландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками. Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию. Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. Иеро́ним Босх - нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства .Его техника называется "а ля прима" - метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Картины - Корабль дураков, Воз сена, Сад земных наслаждений, Семь смертных грехов.
- 1.Виды, жанры изобразительного искусства.
- 2.Первобытное искусство (основные этапы развития).
- 3.Искусство Древнего Египта.
- 4. Искусство Древней Греции.
- 5.Искусство Древнего Рима.
- 6. Искусство Византии.
- 7. Искусство Средневековья: романский и готический стили.
- 9. Северное Возрождение.
- 10. Стиль барокко в искусстве Западной Европы.
- 11. Живопись фламандского барокко.
- 12. Живопись «малых голландцев». Творчество Рембрандта.
- 15. Стиль рококо в архитектуре и живописи Франции.
- 17. Романтизм и критический реализм в изобразительном искусстве Зап. Европы.
- 18. Импрессионизм в изобразительном искусстве Франции.
- 20. Основные направления в искусстве Западной Европы I пол. XX ст.
- 21. Искусство Древней Руси.
- 23. Русское изобразительное искусство Петровской эпохи
- 24. Русское изобразительное искусство середины и II пол. XVIII ст.
- 25. Русское изобразительное искусство I пол. XIX ст.
- 26. Русское изобразительное искусство II пол. XIX ст.
- 27. Организация и деятельность Товарищества передвижных худ. Выставок.
- 28. Русская историческая живопись II пол. XIX – начала XX стст.
- 29. Русский пейзаж II пол. XIX ст.
- 31. Творчество художников объединения «Мир искусства».
- 32. Русский живописный авангард начала XX ст. (Кандинский, Филонов, Малевич).
- 33. Советское искусство 20-30-х годов.
- 34. Советское искусство периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
- 36. Советское искусство 60-80-х годов.
- 37 Замки и оборонительные храмы белорусских земель XIV – XVIII стст.
- 38. Стиль барокко в белорусском искусстве XVII – XVIII стст.
- 39. Иконопись Беларуси XV‒XVIII стст.