28. Русская историческая живопись II пол. XIX – начала XX стст.
Пути развития русского искусства II половины XIX в. во многом совпадают с движением развития литературы. Активное участие в идейных боях – характерная черта художественной культуры этого периода. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма. Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов (1833–1882). Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенные языком живописи. Повествовательность была весьма распространенным явлением в живописи II пол. XIX в. Она позволяла достичь предельной ясности, остроты и широкой доступности идейного содержания произведения. В творчестве В. Г. Перова проявились наиболее значимые черты зарождающегося нового подхода к изобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимо эстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное, гражданственное звучание.Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н. Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н. А. Ярошенко и др.
- 1.Виды, жанры изобразительного искусства.
- 2.Первобытное искусство (основные этапы развития).
- 3.Искусство Древнего Египта.
- 4. Искусство Древней Греции.
- 5.Искусство Древнего Рима.
- 6. Искусство Византии.
- 7. Искусство Средневековья: романский и готический стили.
- 9. Северное Возрождение.
- 10. Стиль барокко в искусстве Западной Европы.
- 11. Живопись фламандского барокко.
- 12. Живопись «малых голландцев». Творчество Рембрандта.
- 15. Стиль рококо в архитектуре и живописи Франции.
- 17. Романтизм и критический реализм в изобразительном искусстве Зап. Европы.
- 18. Импрессионизм в изобразительном искусстве Франции.
- 20. Основные направления в искусстве Западной Европы I пол. XX ст.
- 21. Искусство Древней Руси.
- 23. Русское изобразительное искусство Петровской эпохи
- 24. Русское изобразительное искусство середины и II пол. XVIII ст.
- 25. Русское изобразительное искусство I пол. XIX ст.
- 26. Русское изобразительное искусство II пол. XIX ст.
- 27. Организация и деятельность Товарищества передвижных худ. Выставок.
- 28. Русская историческая живопись II пол. XIX – начала XX стст.
- 29. Русский пейзаж II пол. XIX ст.
- 31. Творчество художников объединения «Мир искусства».
- 32. Русский живописный авангард начала XX ст. (Кандинский, Филонов, Малевич).
- 33. Советское искусство 20-30-х годов.
- 34. Советское искусство периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
- 36. Советское искусство 60-80-х годов.
- 37 Замки и оборонительные храмы белорусских земель XIV – XVIII стст.
- 38. Стиль барокко в белорусском искусстве XVII – XVIII стст.
- 39. Иконопись Беларуси XV‒XVIII стст.