34. Советское искусство периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
Сов. ис-во пронизывали идеи патриотизма. возрождается полит. Плакат.В первые два года войны плакат имел драматич. звучание (Тоидзе «Родина-мать зовет», Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»). На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение плаката. Оптимизмом проникнут плакат Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944) рисованный плакат. журнальная и газетная сатирическая графика (Кукрыниксы, Ефимов). знаменитая карикатура «Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии)» – на разгром немцев под Сталинградом (1943) многообразие форм станковой графики. Это и документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю. Это и портретные рисунки бойцов, партизан, санитарок, командиров. Это и пейзажи войны. Наконец, это целые серии графических листов на одну тему.. В первую очередь развивается портрет. Сначала писали обычных людей, проявивших себя в борьбе, скромные портреты. Позже появ. парадные (портрет маршала Жукова - Корин). историческая тема. наше прошлое, жизнь наших предков (Гончаров, Билибин). Представлены также архитектурные пейзажи прошлого, образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом (триптих “Александр Невский” Корина). батальная и жанровая живопись - Пластов: “Немцы идут. Подсолнухи”, “Фашист пролетел”. Скульптура.Несмотря на более сложные условия труда ваятеля в сравнении с живописцем и графиком (нужны особые приспособления для работы, более дорогие материалы и т. д.), советские скульпторы с первых дней войны активно работали, участвовали и в передвижных выставках 1941 г., и в выставках «ВОВ» (1942) и пр. Приоритет портретного жанра -запечатлеть образ героя войны. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными материалами, которые она совмещает в одном произведении, используя их разнообразную фактуру и, главное, разный цвет (портрет X. Джексона, алюминий, цв. медь и пр., 1945). использование ею стекла в скульптуре. архит-ра. строительство, связанное с нуждами военного времени, — оборонительное и промышленное, а также в небольшом объеме в отдаленных от фронта районах — жилищное.
В 1943 г. был создан Комитет по делам архитектуры для координации восстановления населенных пунктов.
35. Советское искусство послевоенного периода II половина 40-50-х годов. Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Тема войны, тема нравственного и физического испытания советских людей, из которого они вышли победителями, и в послевоенные годы остается одной из самых актуальных. Но теперь она часто дается в бытовом ключе.Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах и в тылу люди, стал основной темой бытового жанра. Главной задачей советского народа после войны было восстановление разрушенного врагом. В эти годы были написаны самые жизнерадостные, наиболее полнозвучные живописные произведения. В послевоенные годы пейзаж тоже претерпевает некоторые изменения. На смену образу земли, взорванной войной, все чаще приходит изображение природы умиротворенной, находящейся в гармонии с человеком, природы, преображенной трудом человека и увиденной современником.Монументальная живопись находит применение в украшении общественных зданий, усиливая торжественность и нарядность интерьеров. Но постепенно монументально-декоративная живопись проникает в небольшие помещения (кафе, клубы, детские сады и т.д.) и экстерьеры зданий.В графике послевоенных лет почти равномерно развиваются как станковые формы, так и иллюстрация, и политический плакат. Плакаты послевоенных лет посвящены в основном трудовой теме.В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы и бюсты героев войны. Создаются монументы историческим деятелям и деятелям культуры. Архитектура этих лет прежде всего решала проблему восстановления разрушенного за годы войны жилого фонда. Начинается массовое жилищное строительство. Огромное значение для дальнейшего развития архитектуры имело начавшееся в эти годы строительство из крупных бетонных блоков (но прямого отношения к искусству оно не имеет).
- 1.Виды, жанры изобразительного искусства.
- 2.Первобытное искусство (основные этапы развития).
- 3.Искусство Древнего Египта.
- 4. Искусство Древней Греции.
- 5.Искусство Древнего Рима.
- 6. Искусство Византии.
- 7. Искусство Средневековья: романский и готический стили.
- 9. Северное Возрождение.
- 10. Стиль барокко в искусстве Западной Европы.
- 11. Живопись фламандского барокко.
- 12. Живопись «малых голландцев». Творчество Рембрандта.
- 15. Стиль рококо в архитектуре и живописи Франции.
- 17. Романтизм и критический реализм в изобразительном искусстве Зап. Европы.
- 18. Импрессионизм в изобразительном искусстве Франции.
- 20. Основные направления в искусстве Западной Европы I пол. XX ст.
- 21. Искусство Древней Руси.
- 23. Русское изобразительное искусство Петровской эпохи
- 24. Русское изобразительное искусство середины и II пол. XVIII ст.
- 25. Русское изобразительное искусство I пол. XIX ст.
- 26. Русское изобразительное искусство II пол. XIX ст.
- 27. Организация и деятельность Товарищества передвижных худ. Выставок.
- 28. Русская историческая живопись II пол. XIX – начала XX стст.
- 29. Русский пейзаж II пол. XIX ст.
- 31. Творчество художников объединения «Мир искусства».
- 32. Русский живописный авангард начала XX ст. (Кандинский, Филонов, Малевич).
- 33. Советское искусство 20-30-х годов.
- 34. Советское искусство периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
- 36. Советское искусство 60-80-х годов.
- 37 Замки и оборонительные храмы белорусских земель XIV – XVIII стст.
- 38. Стиль барокко в белорусском искусстве XVII – XVIII стст.
- 39. Иконопись Беларуси XV‒XVIII стст.