Творчество ф. Гойи.
Талант Гойи развивается медленно, его яркая творческая индивидуальность полностью проявляется только к сорока годам. В Сарагосе художник расписывает одну из церквей фресками, а в 1775 г. переезжает в Мадрид, где выполняет по заказу 43 эскиза шпалер для королевских зал. Эти картины близки стилю рококо по пластическому и линейному ритму, цветовому решению. Художник выбирает для сюжетов демократичные мотивы: в этих картинах отображены игры и празднества, жизнь улицы, драка перед деревенским трактиром, фигуры нищих и разбойников, нападающих на мирных путешественников.
В 1780 г. его избирают членом Академии художеств, затем он становится главным художником шпалерной мануфактуры, а в 1789 г. получает звание придворного художника. Чутко реагируя на успех среди представителей светского общества, он с радостью принимает официальные должности. С этого времени он пишет огромное количество портретов, в которых показывает себя тонким психологом и знатоком человеческих характеров.
В одних портретах Гойя сумел показать красоту людей богатой духовной жизни, обладающих сильным и ярким характером. Среди них – портреты французского посланника Гиймарде и трагической актрисы Л а Тираны, художника Франсиско Байе. На других полотнах художник беспощадно обнажил моральное ничтожество стоящих у власти людей: так, лица королевской четы на групповом портрете выражают лишь черты тупости и вырождения.
В портретах наиболее ярко проявился талант художника. Краски в них то искрятся перламутровыми переливами, то вспыхивают мерцающими бликами, то достигают предельной ясности и силы звучания. Легкие мазки сменяются энергичными, а неровный, трепетный свет создает особую поэтическую атмосферу.
В середине 90-х гг. Гойя заболевает и вследствие болезни становится глухим. Это несчастье заставило его по-новому посмотреть на события в стране, где доживала свой век одна из самых реакционных монархий и все еще господствовала инквизиция. Он не может открыто выражать свои мысли и чувства и вынужден прибегать к аллегориям или сложным фантастическим образам.
В знаменитой серии офортов «Капричос», что означает «прихоть, игра фантазии», художник изображает кошмарный мир чудовищ и уродов. Здесь и ухмыляющиеся ослы, оседлавшие людей, и сухое дерево в монашеской рясе, и монахи, внимающие проповеднику – попугаю. Работа над офортами заняла пять лет, и нет более трудных для анализа произведений, чем эти листы, но абсолютно ясна в них острота социальной сатиры, направленной против невежества, бесправия и тупости. Весь этот шабаш ведьм и уродов – это сама Испания, где процветают суеверия и религиозный фанатизм. Это обвинение церкви, дворянству, монархии – миру зла, насилия и мракобесия.
«Капричос» включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями, предваряет их автопортрет самого Гойи: немолодое лицо в профиль с горько опущенными уголками губ. Ряд листов посвящен современным нравам, на одном из них – женщина в маске, подающая руку уродливому жениху и окруженная шумной толпой в масках; на другом – слуга, который тащит старика в детском платье и на помочах. Им соответствуют надписи: «Они говорят «да» и отдают руку первому встречному» и «Избалованный старый ребенок».
Целый ряд других листов – сатира на церковь. Есть листы с животными – осел рассматривает свое генеалогическое древо; обезьяна пишет портрет осла. Совы, летучие мыши, страшные чудовища окружают спящего человека: «Сон разума рождает чудовищ». Типажи этих офортов незабываемы, художественный язык Гойи выразителен, а композиции динамичны.
Наиболее известные картины Гойи – групповые портреты «Семья герцога Осуна», «Семья Карла IV», портреты сеньоры Бермудес, доктора Пераня, автопортрет, картины «Одетая Маха», «Обнаженная Маха», «Похоронысардинки», серия офортов «Тавромахия».
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «история зарубежного искусства»
- Виды изобразительного искусства и их особенности (живопись, скульптура, графика).
- Понятие архитектуры и архитектурного стиля.
- Материалы и техники в скульптуре.
- Искусство Древнего Египта (периодизация, наиболее характерные черты).
- Искусство Междуречья и Персии.
- Искусство древнегреческой архаики (архитектура, скульптура, вазопись)
- Древнегреческое искусство эпохи классики V-IV вв. До н.Э.
- Афинский акрополь — крупнейший памятник древнегреческого искусства V в. До н.Э.
- Скульптура Древней Греции эпохи ранней и высокой классики (Фидий, Мирон и Поликлет) и поздней классики (Скопас, Пракситель и Лисипп).
- Искусство эллинизма. Основные художественные центры и памятники.
- Древнеримское искусство эпохи империи. Общая характеристика, основные памятники.
- Римский скульптурный портрет, его специфика и эволюция.
- Искусство Византии в истории культуры Средних веков.
- Искусство Каролингской империи.
- Искусство романского периода в Западной Европе (XI—XII вв.). Конструктивные приемы и формы романской архитектуры. Скульптура романского периода (Франция, Германия).
- Готическое искусство XIII—XIV вв. Новая конструкция и декор храма. Характерные особенности и основные памятники Готики во Франции, Германии и Англии.
- Флоренция - колыбель Возрождения и центр итальянского гуманизма. Художественная реформа Джотто.
- Треченто(эпоха 14в)
- Эпоха Раннего Ренессанса в Италии. Сущность ренессансного антропоцентризма. Творчество Мазаччо.
- Искусство Высокого Возрождения.
- Творчество Леонардо да Винчи.
- Творчество Рафаэля Санти.
- Микеланджело – скульптор, живописец и архитектор.
- Венецианская школа живописи XVI в. (Джорджоне, Тициан, п. Веронезе, я. Тинторетто).
- Искусство Северного Возрождения (общая характеристика).
- Искусство Италии хvii века. Болонский академизм и караваджизм в живописи. Творчество л. Бернини.
- Золотой век испанской живописи. Д. Веласкес.
- Искусство Фландрии хvii века. Творчество п. П. Рубенса.
- Характерные особенности голландской школы. Сложение системы жанров. Творчество Рембрандта
- Искусство Франции перв. Пол. Хvii века. Становление системы классицизма, творческий метод н. Пуссена.
- Дворцово-парковый комплекс резиденции Версаль.
- Венецианская школа живописи XVIII века.
- Искусство Франции в XVIII веке. Общая характеристика.
- Живопись а. Ватто.
- Английское искусство хviii в. Становление национальной школы живописи (у. Хогарт, Дж. Рейнольдс, т. Гейнсборо).
- Творчество ф. Гойи.
- Искусство Франции кон. Хviii в. Великая французская революция. Ж.-л. Давид.
- Эстетическая платформа классицизма и романтизма. Ж.-о.-д. Энгр, т. Жерико, э.Делакруа.
- Реализм в искусстве Франции сер. Хiх в. (о. Домье, к. Коро, г. Курбе).
- Живопись э.Манэ.
- Импрессионизм и ведущие мастера этого направления.