Живопись а. Ватто.
Антуан Ватто – величайший французский художник, рисовальщик и гравер конца XVII – начала XVIII века. Он родился во фламандской провинции. Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Испытав влияние Рубенса, Ватто какое-то время занимался изготовлением копий работ великих голландцев. В то же время его привлекала декоративная живопись, а также образы героев очень популярной во Франции итальянской комедии дель арте. Это гармоничное сочетание элементов бытового, театрального и декоративного и обусловило неподражаемую манеру Ватто. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.
Конец XVII – начало XVIII века. – время, когда на смену барокко приходит стиль рококо. Монументальность, свойственная барокко, сменяется хрупкостью и изяществом, сюжеты становятся более фривольными и интимными, а краски – более легкими и прозрачными. Для живописи этой эпохи характерна воздушность форм и образов, мечтательность и грациозность дам и кавалеров, изображенных на полотнах.
Ватто считается основоположником рококо в живописи. Он начал творить в то время, когда т.н. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Из всех художников начала XVIII в. лишь Ватто можно поставить в один ряд с великими мастерами первой половины XVII в. Стилистика произведений Ватто в целом соответствует требованиям стиля рококо. Однако точнее будет сказать, что не стиль рококо повлиял на творчество Ватто, а Ватто силой своего таланта создал идеал, которому стремились подражать мастера живописи рококо. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.
Темами сюжетов творений Ватто являются празднества на лоне природы, лишенные грубости и приземленности обыденной жизни, собрания галантных дам и кавалеров, занимающихся музицированием или ведущих тихую беседу, пастухи и пастушки в красивых нарядах, резвящиеся в вечнозеленых и полных света лесах и на лугах. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Героями многих его картин являются персонажи итальянской комедии дель арте – Пьеро, Арлекин, Скарамуш, Коломбина и др. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. В своих картинах Ватто создал идеальный мир, проникнутый чувством умиротворенности, покоя и легкой печали. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др.
Особенностью творческой манеры Ватто является удивительная способность передавать с помощью кисти и красок легкое дыхание жизни. С другой стороны, основу стиля художника составляет тоска по исчезающей красоте. Очень интересна следующая деталь: что бы ни писал Антуан Ватто, во всех его работах отчетливо уловим оттенок грустной иронии. Они кажутся сном, мечтой поэта; кажется, открой глаза – и они исчезнут... В этом и заключается секрет рококо – искусства об искусстве, искусства, заменяющего жизнь.
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «история зарубежного искусства»
- Виды изобразительного искусства и их особенности (живопись, скульптура, графика).
- Понятие архитектуры и архитектурного стиля.
- Материалы и техники в скульптуре.
- Искусство Древнего Египта (периодизация, наиболее характерные черты).
- Искусство Междуречья и Персии.
- Искусство древнегреческой архаики (архитектура, скульптура, вазопись)
- Древнегреческое искусство эпохи классики V-IV вв. До н.Э.
- Афинский акрополь — крупнейший памятник древнегреческого искусства V в. До н.Э.
- Скульптура Древней Греции эпохи ранней и высокой классики (Фидий, Мирон и Поликлет) и поздней классики (Скопас, Пракситель и Лисипп).
- Искусство эллинизма. Основные художественные центры и памятники.
- Древнеримское искусство эпохи империи. Общая характеристика, основные памятники.
- Римский скульптурный портрет, его специфика и эволюция.
- Искусство Византии в истории культуры Средних веков.
- Искусство Каролингской империи.
- Искусство романского периода в Западной Европе (XI—XII вв.). Конструктивные приемы и формы романской архитектуры. Скульптура романского периода (Франция, Германия).
- Готическое искусство XIII—XIV вв. Новая конструкция и декор храма. Характерные особенности и основные памятники Готики во Франции, Германии и Англии.
- Флоренция - колыбель Возрождения и центр итальянского гуманизма. Художественная реформа Джотто.
- Треченто(эпоха 14в)
- Эпоха Раннего Ренессанса в Италии. Сущность ренессансного антропоцентризма. Творчество Мазаччо.
- Искусство Высокого Возрождения.
- Творчество Леонардо да Винчи.
- Творчество Рафаэля Санти.
- Микеланджело – скульптор, живописец и архитектор.
- Венецианская школа живописи XVI в. (Джорджоне, Тициан, п. Веронезе, я. Тинторетто).
- Искусство Северного Возрождения (общая характеристика).
- Искусство Италии хvii века. Болонский академизм и караваджизм в живописи. Творчество л. Бернини.
- Золотой век испанской живописи. Д. Веласкес.
- Искусство Фландрии хvii века. Творчество п. П. Рубенса.
- Характерные особенности голландской школы. Сложение системы жанров. Творчество Рембрандта
- Искусство Франции перв. Пол. Хvii века. Становление системы классицизма, творческий метод н. Пуссена.
- Дворцово-парковый комплекс резиденции Версаль.
- Венецианская школа живописи XVIII века.
- Искусство Франции в XVIII веке. Общая характеристика.
- Живопись а. Ватто.
- Английское искусство хviii в. Становление национальной школы живописи (у. Хогарт, Дж. Рейнольдс, т. Гейнсборо).
- Творчество ф. Гойи.
- Искусство Франции кон. Хviii в. Великая французская революция. Ж.-л. Давид.
- Эстетическая платформа классицизма и романтизма. Ж.-о.-д. Энгр, т. Жерико, э.Делакруа.
- Реализм в искусстве Франции сер. Хiх в. (о. Домье, к. Коро, г. Курбе).
- Живопись э.Манэ.
- Импрессионизм и ведущие мастера этого направления.