Искусство Фландрии хvii века. Творчество п. П. Рубенса.
Живописи Фландрии присуща та же неоднородность, что и испанской, та же двойная природа – сословно-дворянская и народная, парадная и повседневная, внешняя и сокровенная. Грандиозные алтари Рубенса и Иорданса полны не только бурного пафоса барокко, но и жаркого неистовства плоти. Но когда спадают пышные одежды воображения и утихают эмоции, пейзажные и фигурные рисунки Рубенса наполняются непринужденностью и прямотой. Портреты ван Дейка не только захватывают величавой красотой аристократизма, но и покоряют одухотворенностью.
Пауль Рубенс. XVII - XVIII вв. знают художников – баловней судьбы, любимцев фортуны. Это Бернини и Тьеполо в Италии, Рубенс – во Фландрии. Рубенс возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполняющую заказы европейских венценосцев и католических орденов. Рубенс неглубок как художник, но очень плодовит. Ни блестящее образование, ни светлый лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала. Орден иезуитов был главным и постоянным его заказчиком. Как истинный художник барокко Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони. «Смешались в кучу кони, люди…» – эти строки отражают ощущение от его работ. Персонажам Рубенса недостает внутренней сосредоточенности. Картины художника обладают теплым колоритом. В его работах переходы светотени незаметны, четкие контуры отсутствуют. В пейзажах Рубенса ощущается мощь земли, сочетаются интимные уголки и неохватимые глазом панорамы.
У Рубенса был любимый ученик - Анонис Ван Дейк. Он имел шумный успех как портретист в Англии и Италии. Аристократичные руки персонажей его работ наделены автопортретным сходством.
Якоб Иорданс - помощник Рубенса. Картины Иорданса – воплощение фламандского жизнелюбия. Художник демонстративно простонароден и грубоват («Король пьет», «Сатир в гостях у крестьянина»).
Франс Снейдерс писал громадных размеров натюрморты. Его работы – апофеоз земных щедрот.
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «история зарубежного искусства»
- Виды изобразительного искусства и их особенности (живопись, скульптура, графика).
- Понятие архитектуры и архитектурного стиля.
- Материалы и техники в скульптуре.
- Искусство Древнего Египта (периодизация, наиболее характерные черты).
- Искусство Междуречья и Персии.
- Искусство древнегреческой архаики (архитектура, скульптура, вазопись)
- Древнегреческое искусство эпохи классики V-IV вв. До н.Э.
- Афинский акрополь — крупнейший памятник древнегреческого искусства V в. До н.Э.
- Скульптура Древней Греции эпохи ранней и высокой классики (Фидий, Мирон и Поликлет) и поздней классики (Скопас, Пракситель и Лисипп).
- Искусство эллинизма. Основные художественные центры и памятники.
- Древнеримское искусство эпохи империи. Общая характеристика, основные памятники.
- Римский скульптурный портрет, его специфика и эволюция.
- Искусство Византии в истории культуры Средних веков.
- Искусство Каролингской империи.
- Искусство романского периода в Западной Европе (XI—XII вв.). Конструктивные приемы и формы романской архитектуры. Скульптура романского периода (Франция, Германия).
- Готическое искусство XIII—XIV вв. Новая конструкция и декор храма. Характерные особенности и основные памятники Готики во Франции, Германии и Англии.
- Флоренция - колыбель Возрождения и центр итальянского гуманизма. Художественная реформа Джотто.
- Треченто(эпоха 14в)
- Эпоха Раннего Ренессанса в Италии. Сущность ренессансного антропоцентризма. Творчество Мазаччо.
- Искусство Высокого Возрождения.
- Творчество Леонардо да Винчи.
- Творчество Рафаэля Санти.
- Микеланджело – скульптор, живописец и архитектор.
- Венецианская школа живописи XVI в. (Джорджоне, Тициан, п. Веронезе, я. Тинторетто).
- Искусство Северного Возрождения (общая характеристика).
- Искусство Италии хvii века. Болонский академизм и караваджизм в живописи. Творчество л. Бернини.
- Золотой век испанской живописи. Д. Веласкес.
- Искусство Фландрии хvii века. Творчество п. П. Рубенса.
- Характерные особенности голландской школы. Сложение системы жанров. Творчество Рембрандта
- Искусство Франции перв. Пол. Хvii века. Становление системы классицизма, творческий метод н. Пуссена.
- Дворцово-парковый комплекс резиденции Версаль.
- Венецианская школа живописи XVIII века.
- Искусство Франции в XVIII веке. Общая характеристика.
- Живопись а. Ватто.
- Английское искусство хviii в. Становление национальной школы живописи (у. Хогарт, Дж. Рейнольдс, т. Гейнсборо).
- Творчество ф. Гойи.
- Искусство Франции кон. Хviii в. Великая французская революция. Ж.-л. Давид.
- Эстетическая платформа классицизма и романтизма. Ж.-о.-д. Энгр, т. Жерико, э.Делакруа.
- Реализм в искусстве Франции сер. Хiх в. (о. Домье, к. Коро, г. Курбе).
- Живопись э.Манэ.
- Импрессионизм и ведущие мастера этого направления.