Английское искусство хviii в. Становление национальной школы живописи (у. Хогарт, Дж. Рейнольдс, т. Гейнсборо).
Рационалистические тенденции создавали почву для процветания классицизма. Для архитектуры Англии характерно увлечение античностью (палладианство).
Барочные тенденции в начале века нашли отражение в загордных резиденциях Хоурд и Бленим (архитектор Джон Ванбру). Здания имеют сложную пространственную структуру, динамичные линии силуэта, живописное распределение масс.
Интересна скульптура Гринлинга Гиббонса, который прославился как резчик по дереву и камню (резьба собора святого Павла, алтарные преграды церквей Сити).
К 1740-м гг. английское Просвещение достигло зрелости. Вера в могущество человеческого разума, активность вторжения в общественную жизнь, убежденность в возможности ее обновления путем воспитания и просвещения возобладали в сознании людей. Но английское Просвещение не имело революционного пафоса. Большинство его представителей были удовлетворены реформами 1689 г. В 1794 г. начинается строительство круглого в плане города Бата. Архитектор Джон Вуд, руководивший проектом, был одновременно архитектором, инженером-строителем, предпринимателем и художником. Его сын и преемник Джон Вуд Младший завершил строительство «круга» в 1764 г. и в 1769 г. построил знаменитый Ройал Кресчент – комплекс из 30 домов, соединенных вместе и образующих линию. В 1793-96 гг. строится Сандерленндский мост с длиной пролета 32 м. и с применением чугунных деталей.
Основоположником ландшафтного паркостроения является Вильям Кент. В ландшафтном парке распределение и планировка групп деревьев, лужаек, водоемов подражает естественным формам природы. Живописные дорожки открывают новые и новые виды. Здесь присутствуют гроты, руины. Вильям Кент увлекался палладианством. В замке Холькхэм (1730-е гг.) интерьеры отмечены спокойствием и умеренностью, использованы здесь кессонные потолки. В архитектуре Англии трудно провести грань между классицизмом и барокко.
Во второй половине XVIII в. работают братья Адамс – Роберт и Джеймс. Роберт Адамс изучает памятники античной культуры в Италии. По возвращении на родину он строит жилые здания с проработанной планировкой. Постепенно он отходит от палладианства (замок Кедльстон-холл).
В Англии XVIII в. развивается пейзажная и портретная живопись, карикатура. Совершенствуется техника акварельной живописи, которая становится самостоятельным видом искусства. Интересны акварельные пейзажи Джона Роберта Козенса и Томаса Гертина.
Томас Гейнсборо (1727-1788) был девятым ребенком в семье. Мать Гейнсборо – умная, образованная женщина, увлекалась живописью. Особенно хорошо она писала цветы. Гейнсборо сформировался как хороший художник очень быстро. В 13 лет он покинул Садбери, а приехав в Лондон, стал работать портретистом. Он поселился у серебряных дел мастера Роберта Эндрюса Старшего. В Лондоне он посещает Академию святого Мартина, которой руководит Хогарт. Гейнсборо очень любил писать пейзажи, но прославился как портретист. Констебель считал его «гением пейзажа». Художник обладал интуицией, тонко чувствовал человека. Гейнсборо продолжал писать для души любимые пейзажи. Во время прогулок он собирал причудливые корни деревьев, траву и дома сооружал миниатюрные ландшафты, а на холсте преображал их в величественные скалы, ущелья и деревья. В творчестве этого мастера выражены два основных аспекта Просвещения: рационалистический и эмоциональный. Он член Академии художеств, но стоит от нее в стороне. Обостренное чувство природы и музыкальность стали важными чертами таланта Гейнсборо. Для зрелого мастера характерны портреты в рост на фоне пейзажа, удлиненность пропорций. Поздние работы как бы сотканы из легких, разнообразных по форме и плотности мазков – серебристых, зеленоватых, голубых. Мазки струятся, вибрируют, то становясь гуще, то оставляя свободные кусочки холста. Волнующая мелодия мазков воздействует на зрителя, создавая тонкое чувство ритма. Пейзажи Гейнсборо и Уилсона выполнены в классическом стиле, напоминая Лоррена.
Уильям Хогарт (1697-1764) пишет жанровые картины, групповые («разговорные») портреты, портреты людей искусства, выполняет гравюры, работает в сатирическом жанре («Девушка с креветками», «Свадебный бал», «Модный брак», «Выборы»). В гибком мазке Хогарта нет увлечения декоративностью. Это средство создания подвижной, выразительной формы и силуэта.
Дж. Рельнольдс (1723-1792) выполняет серии портретов, иногда по 150 в год. Он был первым президентом Королевской Академии. Как теоретик описывает классическую эстетику в трактате «Речи». Он стоит на позиции иерархии стилей, но как практик мало работает в области «высокого стиля». Предметы на картинах Рейнольдса несут печать характера их владельца.
В дизайне мебели в середине XVIII в. господствует стиль Чиппендейл ( по имени мастера Томаса Чиппендейла). Он отразил английскую восприимчивость и тяготение к классицизму при ограниченном воздействии барокко. Такая мебель при наличии изогнутых линий от рококо ясна, логична, изящна, лишена декоративных усложнений, выполнена из красного дерева.
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «история зарубежного искусства»
- Виды изобразительного искусства и их особенности (живопись, скульптура, графика).
- Понятие архитектуры и архитектурного стиля.
- Материалы и техники в скульптуре.
- Искусство Древнего Египта (периодизация, наиболее характерные черты).
- Искусство Междуречья и Персии.
- Искусство древнегреческой архаики (архитектура, скульптура, вазопись)
- Древнегреческое искусство эпохи классики V-IV вв. До н.Э.
- Афинский акрополь — крупнейший памятник древнегреческого искусства V в. До н.Э.
- Скульптура Древней Греции эпохи ранней и высокой классики (Фидий, Мирон и Поликлет) и поздней классики (Скопас, Пракситель и Лисипп).
- Искусство эллинизма. Основные художественные центры и памятники.
- Древнеримское искусство эпохи империи. Общая характеристика, основные памятники.
- Римский скульптурный портрет, его специфика и эволюция.
- Искусство Византии в истории культуры Средних веков.
- Искусство Каролингской империи.
- Искусство романского периода в Западной Европе (XI—XII вв.). Конструктивные приемы и формы романской архитектуры. Скульптура романского периода (Франция, Германия).
- Готическое искусство XIII—XIV вв. Новая конструкция и декор храма. Характерные особенности и основные памятники Готики во Франции, Германии и Англии.
- Флоренция - колыбель Возрождения и центр итальянского гуманизма. Художественная реформа Джотто.
- Треченто(эпоха 14в)
- Эпоха Раннего Ренессанса в Италии. Сущность ренессансного антропоцентризма. Творчество Мазаччо.
- Искусство Высокого Возрождения.
- Творчество Леонардо да Винчи.
- Творчество Рафаэля Санти.
- Микеланджело – скульптор, живописец и архитектор.
- Венецианская школа живописи XVI в. (Джорджоне, Тициан, п. Веронезе, я. Тинторетто).
- Искусство Северного Возрождения (общая характеристика).
- Искусство Италии хvii века. Болонский академизм и караваджизм в живописи. Творчество л. Бернини.
- Золотой век испанской живописи. Д. Веласкес.
- Искусство Фландрии хvii века. Творчество п. П. Рубенса.
- Характерные особенности голландской школы. Сложение системы жанров. Творчество Рембрандта
- Искусство Франции перв. Пол. Хvii века. Становление системы классицизма, творческий метод н. Пуссена.
- Дворцово-парковый комплекс резиденции Версаль.
- Венецианская школа живописи XVIII века.
- Искусство Франции в XVIII веке. Общая характеристика.
- Живопись а. Ватто.
- Английское искусство хviii в. Становление национальной школы живописи (у. Хогарт, Дж. Рейнольдс, т. Гейнсборо).
- Творчество ф. Гойи.
- Искусство Франции кон. Хviii в. Великая французская революция. Ж.-л. Давид.
- Эстетическая платформа классицизма и романтизма. Ж.-о.-д. Энгр, т. Жерико, э.Делакруа.
- Реализм в искусстве Франции сер. Хiх в. (о. Домье, к. Коро, г. Курбе).
- Живопись э.Манэ.
- Импрессионизм и ведущие мастера этого направления.