36. Эллинизм - последняя стадия античной культуры.
Древнегреческая цивилизация делится на три периода: 1. Архаический (8-6 вв.) 2. Классический (5-4 вв.) 3. Эллинистический (4-1 вв.)
Последняя треть V в.до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции событиями. Культурное главенство Афин было признано всем греческим миром, но попытка Перикла - главы государства - установить политическое главенство Афинского государства окончилась неудачей. Соперничество со Спартой привело к открытому столкновению, которое вошло в историю под названием Пелопоннеской войны. Она длилась четверть века и закончилась поражением Афин и распадом возглавляемого ими союза городов. Эта война ослабила всю Грецию, усилила и обострила противоречия рабовладельческого общества. Социальные конфликты подрывали прежнее единство гражданского коллектива и ослабляли мощь города. Восторжествовавшая Спарта была не в силах объединить страну и оградить ее от посягательств мощных соседей, и в середине IV в. Греческие полисы попадают под власть новой могучей державы - Македонии. Общественные потрясения накладывали определенный отпечаток на мировоззрение людей. Вэпоху великого расцвета идеальный человеческий образ - это доблестный гражданин города-государства. Распад полиса поколебал это представление. Возникают раздумья, рождается беспокойство, возрастает интерес к индивидуальному миру человека.
Литература
Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родоссокго и др. Поэзия стала искусством для избранных. Наиболее были распространены малые литературные формы - элегии и эпилии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы. Модными были и
сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых буколистических (пастушеских) идилиях Феокрит из Сиракуз
Архитектура.
В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными ордерами - дорическим и ионическим - все чаще применяется третий - коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна - самая пышная и декоративная. В середине IV в.до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей - не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применились все три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором - заупокойный храм. Здание завершалось пирамидой, увенчанной четырехконной колесницей. Высота Мавзолея была 40-50 метров. Строили зодчие Сати и Пифий.
- 1. Феномен культуры. Культура как общественно-историческое явление.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Функции культуры.
- 4. Культурология как наука. Предмет и методы исследования.
- 5. Культура и личность (на материале утопии и антиутопии).
- 6. Культура и природа. Развитие соотношения понятий.
- 7. Социокультурный контекст русского космизма. Основные теории (н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский, в. Вернадский).
- 8. Генезис и функции этнической культуры (л.Н. Гумилев)
- 9. Национальная культура как определенная социокультурная целостность. Основные признаки.
- 10. Западный и восточный типы культуры. Смысловые и ценностные характеристики.
- 11. Линейно-эволюционная модель культурно-исторического развития (г. Гердер, Гегель, к. Маркс).
- 12. Циклическая модель культурно-исторического развития (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер).
- 13. Социокультурная концепция п.А. Сорокина
- 14. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 15. Богословские концепции культуры.
- 16. Коммуникативно-символическая природа культуры.
- 17. Знаки и символы как культурно-коммуникативные коды.
- 18. Культура как система ценностей.
- 19. Миф как явление культуры и проблема мифологического сознания.
- 20. Православие и его роль в истории русской культуры.
- 21. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.
- 22. Социокультурное содержание модернизма.
- 23. Культура постмодернизма. Общая характеристика.
- 24. Причины и признаки кризиса гуманистической культуры хх века.
- 26. Аудио-визуальные формы культуры хх века (фотография, кино, тv, компьютер).
- 27. «Элитарная» и «массовая» культуры как проблемы хх века.
- 28. Понятие информационного общества и особенности его культуры.
- 29. Современные цивилизационные процессы и судьба культуры ххi века.
- 30. Проблема глобализации культуры. Роль и судьба России в культуре ххi века.
- 31. Характеристика первобытно-синкретического типа культуры.
- 32. Миф как явление первобытной культуры.
- 33. Этапы развития античной культуры.
- 34. Античный театр. Его общественная и культурная роль. Древнегреческая трагедия как выражение сознания человека классического периода
- 35. Гомеровский эпос как форма выражения сознания архаического периода.
- 36. Эллинизм - последняя стадия античной культуры.
- 37. Христианство и новая модель мира в культуре Средневековья.
- 38. Сословный характер средневековой культуры.
- 39. Национальное своеобразие русской средневековой культуры.
- 41. Возрождение как первая фаза развития культуры Нового времени. Основные этапы ренессансной культуры. Круг идей эпохи Возрождения.
- 42. Изображение человека в искусстве Возрождения (литература, изобразительное искусство).
- 43. Противоречия эпохи Возрождения.
- 45. Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII века.
- 46. XVIII век – новый этап в развитии русской культуры. Историко-культурный смысл реформ Петра I.
- 47. Своеобразие русского Просвещения.
- 48. Русские просветители: их идеи и судьбы
- 49. Романтизм как тип культуры. Исторические и эстетические истоки романтизма.
- 50. Концепция личности и картина мира в культуре романтизма. Идеалы романтизма.
- 51. Культурные достижения романтизма.
- 52. Особенности русского романтизма.
- 53. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.
- 54. Философские и эстетические идеи западноевропейского модернизма.
- 55. Человек и мир в культуре западноевропейского модернизма.
- 56. Модернистские направления в европейском и русском искусстве хх века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, авангард).
- 57. Культура русского модернизма. Философия и эстетика символизма.
- 58. Компьютер и Интернет как формы новой интегральной культуры.
- 59. Постмодернизм как явление информационного общества.
- 60. Кино как синтетическое искусство хх века.