logo search
библиотековедение экз2016

Организация и методика библиографического обслуживания.

Деятельность библиотеки, всех ее структурных подразделений направлена на качественное и оперативное обслуживание читателей, удовлетворение их информационных потребностей. Одним из основных и важнейших направлений деятельности библиотек является справочно-библиографическое обслуживание.

Б\р включает в себя 2 направления:

  1. библиографирование

  2. б\г обслуживание (БО)

Библиографирование – процесс создания, подготовки любой б\г информации. А результате формируется справочно- б\г аппарат.

Процессы подготовки БИ — библиографическое выявление, библиографический поиск, библиографическая обработка, библиографический отбор, библиографическая группировка — приня­то обозначать термином «библиографирование», а деятельность по дове­дению информации о документах до потребителей — термином «биб­лиографическое обслуживание».Последнее включает в себя создание и использование сиравочно-библиографического аппарата (СБА), спра- вочно-библиографическое обслуживание (выдачу справок по разовым запросам потребителей ииформации), библиографическое информиро­вание (систематическое обеспечение информацией в соответствии с по­стоянно действующими запросами пользователей) и информационное (библиографическое) обучение

Библиографическая работа — это совокупность процессов и опера­ций по подготовке и использованию разнообразных библиографических •средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это до­стигается путем:

Основные цели и задачи справочно-библиографического отдела:

В отечественных библиотеках осуществляются три вида библиографического обслуживания:

справочно-библиографическое обслуживание (СБО),

библиографическое информирование,

рекомендательно-библиографическое обслуживание.

К ним примыкает библиографическое обучение потребителей библиографической информации и пользователей библиографических услуг. Все шире развивается комплексное обслуживание, когда пользователю комбинированно предоставляют фактографическую и библиографическую информацию.

С ростом библиотечных ресурсов обычно возрастает и контингент абонентов информирования, что затрудняет дифференциацию удовлетворения проблемно-тематических информационных потребностей. Крупные библиотеки вследствие этого ориентируются на массовые формы информирования и дифференцированное информирование приоритетных пользователей. Малые библиотеки и библиографические службы более гибко удовлетворяют меняющиеся проблемно-тематические информационные потребности, организуют информационное сопровождение процессов проектирования, разработки и реализации научных, экономических, социальных программ, но обладают недостаточными ресурсами их обеспечения. 

Рекомендательно-библиографическое обслуживание осуществляется в основном на абонементах и читальных залах общедоступных библиотек, главным образом муниципальных и юношеских. Сюда из центральных библиотек перемещается область активного развития рекомендательной библиографии. Квалифицированные библиографы и библиотекари практикуют проведение Дней библиографии, Дней пособий, информин, творчески разрабатывают оригинальные формы активного использования и преобразования библиографической информации: библиографические олимпиады, конкурсы, игры под названием «Следствие ведет библиограф» и другие.  Они оказывают постоянную помощь читателям в организации целенаправленного чтения, используя имеющиеся у них разнообразные текстовые материалы (библиографические энциклопедии, обзоры, эссе и др.) и, осуществляя библиографическое творчество, содействуют общему и дифференцированному образованию и самообразованию. Оптимальное библиографическое обслуживание, в соответствии с этическим принципом заботливости, отвечает правилам трех или семи «Н». Первые состоят в необходимости обеспечивать потребителя нужной информацией в нужное время и нужном месте.