Вопрос №56 Эпоха возрождение ее значение для развития западной цивили
Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления. Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности. Следующий этап развития западной цивилизации связан с Европой и христианством. Реформация породила новое направление в христианстве – протестантизм, который стал духовной основой западной цивилизации. Главная ценность этой цивилизации, на которой основывались все остальные,– индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни. Это было прямо связано со становлением особого европейского типа личности, появившегося в эпоху Возрождения. «Индивид становится трагически ответствен не только за приближение и удаление от Высшего, но и за выбор того, что же он, индивид, считает Высшим. Отвечает ... не только за себя, но и перед собой». Основное содержание цивилизационного процесса в XX в. составляет тенденция к историческому становлению структур универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в XX в. на Западе, приобрели глобальный характер, непосредственным образом затронув все народы, все иные цивилизации, которые вынуждены были искать ответ на исторический вызов Запада. Этот вызов воспринимался в конкретной форме действительности как императив модернизации. В подобной ситуации вопрос о соотношении модернизации и вестернизации стал центральным для подавляющего большинства человечества незападного мира. Следовательно, анализ процессов, происходящих в ареале западной цивилизации, имеет решающее значение для понимания цивилизационного развития как человечества в целом, так и различных его составляющих в XX в.
Вопрос №58 Северное возрождение
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и др.
Вопрос №61 Судьбы культуры и цивилизации в ХХ веке
В XX веке полностью обнаружились предсказанные еще Шпенглером кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы, и высшими ценностями культуры признавались господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудий господства человека над природой стало главной целью общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности. Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в. с тревогой говорили о процессе деградации культуры. Пожалуй, нет ни одного крупного мыслителя XX в., который бы не отдал дань этой проблеме. Ожидание грядущих катастроф, понимание неизбывности, остроты и глобальности кризиса пронизывает творчество как западных, так и российских философов, социологов, культурологов. Большинство российских и западноевропейских философов, как подчеркивал современный российский культуролог Ю. Н. Солонин, едины в понимании XX в. как кризисного, гибельного для культуры. Однако при этом между ними есть существенная разница в определении сущности кризиса. По мнению выдающегося русского философа Н. Бердяева, социокультурный кризис в России воспринимается глубже и эмоциональнее. Дело в том, что направленность на социальные преобразования часто отождествлялась с религиозным преображением жизни, сводилась к «явлению чуда» в судьбе народа. Спасение человека заключено в нем самом, в возникновении верующей воли к преображению жизни. Речь идет прежде всего о духовном преображении человечества, о восстановлении утраченной связи с Богом. С. Л. Франк утверждал, что человечество нуждается в истинной вере, существующей на уровне неосознанных устремлений воли к чему-то абсолютному, подлинному. И. А. Ильин особое внимание обращал на глубину воздействия кризиса на фундаментальные основы бытия русского человека, что является, по его мнению, более существенным моментом в нахождении причин русской революции, чем изучение политического или экономического аспектов кризисов. Для русского менталитета характерен напряженный поиск глубинных, абсолютных оснований выхода из кризиса общества и культуры. Современный человек оказывается в незавидной роли непрерывно догоняющего непрерывно набирающего скорость прогресса. Кризис становится постоянной составляющей образа жизни индивида, живущего на рубеже XX и XXI вв.
- Вопрос №1 Понятие цивилизация
- Вопрос №2 Культура и цивилизация
- Вопрос №3 Концепция «культурно – исторических типов » н.Я.Данилевского
- Вопрос №4 Теория локальных цивилизаций Тойнби
- Вопрос №5 Концепция осевого времени Ясперса
- Вопрос №6 Сорокин о культурных суперсистемах
- Вопрос №8 Теория энтогинеза Гумилёва
- Вопрос №9 Доцивилизационный период в истории человечества
- Вопрос №11 Религиозные представления первобытных людей
- Вопрос №12 Художественное представления первобытных людей
- Вопрос №13 Особенность формирования древней Месопатамии
- Вопрос №14 Письменность, наука искусство древней Месопотамии
- Вопрос №16 Религиозные представления у народов древней Месопотамии
- Вопрос №17 Особенности формирования древнего Египта
- Вопрос №18 Письменность и наука древнего Египта
- Вопрос №31 Религиозные верования древней Индии
- Вопрос №32 Буддизм
- Вопрос №33 Индийское искусство
- Вопрос №35 Доколумбовые цивилизации Мезоамерики
- Вопрос №36 Цивилизация Майя
- Вопрос №37 Цивилизация Ацтеков
- Вопрос №38 Цивилизация Инков
- Вопрос №40 Крито-Микенская (Минойская) цивилизация
- Вопрос №44 Искусство древней Греции
- Вопрос №29 Письменность, наука и литература древней индии
- Вопрос № 45 Римское искусство
- Вопрос №46 Хозяйство и быт древних греков
- Вопрос №47 Хозяйство и быт древних римлян
- Вопрос №50 Византийская цивилизация
- Вопрос №51 Город и деревня средневековой Европе
- Вопрос №52 Духовная культура средневековой Европы
- Вопрос №53 Искусство европейского средневековья
- Вопрос №56 Эпоха возрождение ее значение для развития западной цивили
- Вопрос № 63 Современная цивилизация
- Вопрос №64 Особенности формирования японской цивилизации
- Вопрос №65 Хозяйство и быт японцев
- Вопрос №66 Японский традиционный костюм
- Вопрос №67 Японская мифология и религия
- Вопрос №68 Материальная и духовная культура Японии
- Вопрос №71 Европейская цивилизация и культура в хix веке
- Вопрос №73 Особенности формирования исламской цивилизации
- Вопрос №74 Ислам
- Вопрос №75 Искусство мусульманского Востока
- Вопрос №78 Особенности формирования Российской цивилизации
- Вопрос №79 Культура и цивилизация языческой Руси
- Вопрос №86 «Серебряные век» Русской культуры