Вопрос №5 Концепция осевого времени Ясперса
Осевое время — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800—200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции мир-системы — в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности и т. п., а мир-система испытывает фазовый переход в качественно новое состояние. По мнению А. В. Коротаева, в осевое время происходит появление и широкое распространение представлений о том, что общество со временем изменяется, что «должное» не совпадает с «сущим», что возможно более справедливое социальное устройство и что его можно достичь, приложив для этого определенные сознательные усилия; оформляются многообразные социальные идеалы; появляются, распространяются и развиваются организационные формы, в рамках которых ведется деятельность по претворению этих идеалов в жизнь, сразу как минимум во всех «центрах» осевого времени (Греции, Риме, Палестине, зороастрийском Среднем Востоке, Индии, Китае). Именно с этой эпохи социальную эволюцию человечества (по крайней мере той его части, которая тем или иным образом, прямо или косвенно прошла через осевое время) никак нельзя уже рассматривать как полностью (или почти полностью) естественноисторический процесс, обусловленный (даже в конечном счете) только или почти только одними объективными материальными факторами. Сознание все в большей и большей степени начинает определять бытие.
- Вопрос №1 Понятие цивилизация
- Вопрос №2 Культура и цивилизация
- Вопрос №3 Концепция «культурно – исторических типов » н.Я.Данилевского
- Вопрос №4 Теория локальных цивилизаций Тойнби
- Вопрос №5 Концепция осевого времени Ясперса
- Вопрос №6 Сорокин о культурных суперсистемах
- Вопрос №8 Теория энтогинеза Гумилёва
- Вопрос №9 Доцивилизационный период в истории человечества
- Вопрос №11 Религиозные представления первобытных людей
- Вопрос №12 Художественное представления первобытных людей
- Вопрос №13 Особенность формирования древней Месопатамии
- Вопрос №14 Письменность, наука искусство древней Месопотамии
- Вопрос №16 Религиозные представления у народов древней Месопотамии
- Вопрос №17 Особенности формирования древнего Египта
- Вопрос №18 Письменность и наука древнего Египта
- Вопрос №31 Религиозные верования древней Индии
- Вопрос №32 Буддизм
- Вопрос №33 Индийское искусство
- Вопрос №35 Доколумбовые цивилизации Мезоамерики
- Вопрос №36 Цивилизация Майя
- Вопрос №37 Цивилизация Ацтеков
- Вопрос №38 Цивилизация Инков
- Вопрос №40 Крито-Микенская (Минойская) цивилизация
- Вопрос №44 Искусство древней Греции
- Вопрос №29 Письменность, наука и литература древней индии
- Вопрос № 45 Римское искусство
- Вопрос №46 Хозяйство и быт древних греков
- Вопрос №47 Хозяйство и быт древних римлян
- Вопрос №50 Византийская цивилизация
- Вопрос №51 Город и деревня средневековой Европе
- Вопрос №52 Духовная культура средневековой Европы
- Вопрос №53 Искусство европейского средневековья
- Вопрос №56 Эпоха возрождение ее значение для развития западной цивили
- Вопрос № 63 Современная цивилизация
- Вопрос №64 Особенности формирования японской цивилизации
- Вопрос №65 Хозяйство и быт японцев
- Вопрос №66 Японский традиционный костюм
- Вопрос №67 Японская мифология и религия
- Вопрос №68 Материальная и духовная культура Японии
- Вопрос №71 Европейская цивилизация и культура в хix веке
- Вопрос №73 Особенности формирования исламской цивилизации
- Вопрос №74 Ислам
- Вопрос №75 Искусство мусульманского Востока
- Вопрос №78 Особенности формирования Российской цивилизации
- Вопрос №79 Культура и цивилизация языческой Руси
- Вопрос №86 «Серебряные век» Русской культуры