Вопрос №51 Город и деревня средневековой Европе
Город часто определяют как высшее достижение рода человеческого. Город — средоточие и развитие экономического и политического развития и процветания, пространство роста культуры. Большое количества городов в Европе появилось в период расцвета древней Римской империи. Падение Рима повлекло за собой резкое сокращение городской жизни, уменьшение численности городского населения, упадок и даже исчезновение многих городов. В классическом средневековье началось возрождение городской жизни. Стали возникать новые города вокруг мест проживания королей, принцев и епископов; вокруг цитаделей феодальных властителей; вокруг рынков; возрождались к новой жизни также старые римские города. Все они, как давно существовавшие, так и вновь возникшие, стали прежде всего коммерческими и торговыми центрами. Самые известные из них выросли на основе знаменитых ярмарок, международных рынков, перевалочных пунктов в торговле между континентами и регионами. В их числе — Венеция, Флоренция, Милан, Брюгге, Антверпен, многочисленные города Ганзейского союза в Северной Европе. Основную массу населения средневековых городов составляли, наряду с торговым людом и духовенством, ремесленники. Внутри города возникали целые кварталы и слободы, жители которых делали одно и то же дело: ткали, выделывали кожи, тачали сапоги, красили ткани, выпекали хлеб, снаряжали торговые экспедиции, давали деньги в долг и занимались финансовыми операциями, ковали железо, лепили и обжигали горшки и т.д. В каждом таком районе возникали своеобразные средневековые «профсоюзы» — гильдии и цехи. Каждый цех имел достаточно четкую структуру, избирал свой совет и старосту, вырабатывал устав. Устав жестко регламентировал распорядок труда и жизни членов цеха (гильдии), оговаривал права мастеров, учеников и подмастерьев, рядовых и руководящих членов гильдии (цеха). В уставе предусматривался контроль над качеством продукции ремесленников. Контролировались и цены, никто не имел права самовольно, без решения руководства цеха (гильдии), ни завышать цены на свои изделия, ни понижать ее. Уставы чаще всего формулировались так, что совпадали с интересами самых богатых членов цеха. Некоторые горожане становились не менее богатыми, чем крупные дворяне-землевладельцы. Со временем в самых богатых городах стали выбирать городские органы управления — муниципалитеты, советы, вырабатывать городские уставы. В этих уставах было записано, что любой человек, прожив в городе определенное время (обычно «год и один день»), освобождался от какой бы то ни было личной зависимости — ни один сеньор не имел на него больше никаких прав. Это было одним из важных притягательных моментов города. Горожане имели большую юридическую свободу, чем сельские жители. Самые богатые и сильные города получали из рук королей и императоров статус независимых коммун, «вольных городов». Наиболее известны и самостоятельны были города-государства Венеция, Милан, Флоренция, добившиеся наиболее прочного положения и начавшие завоевывать своих соседей. Город становился прежде всего мастерской, ремесленники там становились профессионалами в полном смысле слова. Горожанин обладал иным социальным статусом, чем крестьянин, и ощущал себя совершенно иначе. Жизнь в городе вырабатывала у людей новый менталитет: горожанин поневоле должен был вести активную жизнь, быть деятельным. У жителей городов появлялся свой, городской патриотизм. Жизнь простых крестьян была куда тяжелее, чем горожан, вследствие постоянной вражды с сеньорами и угнетения со стороны последних. Сеньоры испытывали к крестьянам («мужланам», как они их именовали) величайшее презрение. Крестьянин в их глазах был средоточием всех пороков. Поэтому в сознании крестьян преобладало вечное недовольство, регулярно пробивавшееся в восстаниях. Нормой было воровство с господских полей, браконьерство в лесах сеньора, поджоги его урожаев, саботаж на барщине, отказы платить оброки и денежные сборы. Потому же крестьяне решались и на бегство, прежде всего — в город. В общем плане развитие средневековой культуры представляет собою в значительной мере именно прогресс городов, городского образа жизни и всего, что связано с ним, включая ремесло, духовную культуру, образование, государственность и т.п. Самым тесным образом проявляется это и в развитии общества, в развертывании государственности, власти, политической культуры.
- Вопрос №1 Понятие цивилизация
- Вопрос №2 Культура и цивилизация
- Вопрос №3 Концепция «культурно – исторических типов » н.Я.Данилевского
- Вопрос №4 Теория локальных цивилизаций Тойнби
- Вопрос №5 Концепция осевого времени Ясперса
- Вопрос №6 Сорокин о культурных суперсистемах
- Вопрос №8 Теория энтогинеза Гумилёва
- Вопрос №9 Доцивилизационный период в истории человечества
- Вопрос №11 Религиозные представления первобытных людей
- Вопрос №12 Художественное представления первобытных людей
- Вопрос №13 Особенность формирования древней Месопатамии
- Вопрос №14 Письменность, наука искусство древней Месопотамии
- Вопрос №16 Религиозные представления у народов древней Месопотамии
- Вопрос №17 Особенности формирования древнего Египта
- Вопрос №18 Письменность и наука древнего Египта
- Вопрос №31 Религиозные верования древней Индии
- Вопрос №32 Буддизм
- Вопрос №33 Индийское искусство
- Вопрос №35 Доколумбовые цивилизации Мезоамерики
- Вопрос №36 Цивилизация Майя
- Вопрос №37 Цивилизация Ацтеков
- Вопрос №38 Цивилизация Инков
- Вопрос №40 Крито-Микенская (Минойская) цивилизация
- Вопрос №44 Искусство древней Греции
- Вопрос №29 Письменность, наука и литература древней индии
- Вопрос № 45 Римское искусство
- Вопрос №46 Хозяйство и быт древних греков
- Вопрос №47 Хозяйство и быт древних римлян
- Вопрос №50 Византийская цивилизация
- Вопрос №51 Город и деревня средневековой Европе
- Вопрос №52 Духовная культура средневековой Европы
- Вопрос №53 Искусство европейского средневековья
- Вопрос №56 Эпоха возрождение ее значение для развития западной цивили
- Вопрос № 63 Современная цивилизация
- Вопрос №64 Особенности формирования японской цивилизации
- Вопрос №65 Хозяйство и быт японцев
- Вопрос №66 Японский традиционный костюм
- Вопрос №67 Японская мифология и религия
- Вопрос №68 Материальная и духовная культура Японии
- Вопрос №71 Европейская цивилизация и культура в хix веке
- Вопрос №73 Особенности формирования исламской цивилизации
- Вопрос №74 Ислам
- Вопрос №75 Искусство мусульманского Востока
- Вопрос №78 Особенности формирования Российской цивилизации
- Вопрос №79 Культура и цивилизация языческой Руси
- Вопрос №86 «Серебряные век» Русской культуры