Арабская средневековая культура. Хронологические и географические рамки. Основные черты. Понятие «серединная культура».
В связи с этим приводим периодизацию становления арабо-мусульманской культуры, которая включает в себя ее важнейшие этапы, обусловленные судьбой Мухаммада и судьбами ислама:• джахилийа (доисламская эпоха); • мекканский период (570 – 622) (начало мусульманской эры); • мединский период (622 – 632); • исламизация (VII - VIII в.); • расцвет культуры в эпоху Аббасидов (750 – 1258).
Аравийский полуостров – то место на карте мира, где впервые возникает ислам. Местные жители называют это пространство «аль - Джазира аль-араб», т.е. «остров арабов», поскольку Аравия отделена от остального мира морями и пустынями. Такое название говорит само за
себя: эта отгороженность способствовала возникновению на протяжении тысячелетий особой культурной среды. Но реальный полуостров, самый большой по площади в мире, представляет собой гигантское плато.
Художественная культура классического исламского мира своеобразна: в ней нет живописи, так как запрещалось изображать бога и живых существ, и чтобы уничтожить память о племенных идолах, запрещалась скульптура.
Уже в первые века нашей эры в Аравии были выработаны многие литературные жанры, ставшие впоследствии основными в арабской литературе. Утонченная и изысканная, легкая и изящная арабская поэзия отдавала явное предпочтение коротким размерам.
Арабская архитектура развивалась на основе переработанных греческих, римских и иранских художественных традиций. С VII – VIII в. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, много-колонный молитвенный зал, позднее появились порталы на главном фасаде. С X в. здания начинают украшать изящными растительными и
геометрическими орнаментами, в которые были включены коранические надписи – арабская вязь (арабески), построенная по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. Благороднейшим из изобразительных искусств считалась каллиграфия, ставшая самостоятельным видом сакрального искусства. Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь орнаментом, изобразительное искусство сконцентрировалось на ковровом творчестве, характерными чертами которого стали цветистость и узорчатость. На коврах часто изображали мечети.
Срединная культура - понятие, введенное Н.Бердяевым. С. к.- культурная инновация, полученная в результате медиации, в результате преодоления дуальной оппозиции посредством поиска новой меры снятия ее полюсов в осмысленном предмете посредством поиска новой меры снятия ее полюсов в осмысленном предмете посредством творческого наращивания нового содержания культуры.
- Культура: определение, предмет, формы и виды культуры.
- Культурология ее предмет, основные принципы и методы изучения культуры.
- Методы изучения культуры:
- Культурология как гуманитарная наука.
- Структура культуры: материальная и духовная, элитарная и массовая, контркультура, субкультура, городская и народная.
- Понятия: культурогенез, система культуры, морфология культуры, динамика и статика культуры, диффузия культуры.
- Диффузия - в культурологии - усвоение элементов другой культуры; процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.
- Функции культуры.
- Основные функции культуры:
- Цивилизация и культура.
- Культура и личность. Понятия социализация, инкультурации и аккультурация, культурная идентичность.
- Эволюционизм как теория культуры. Тайлор.
- Проблемы культуры и философия жизни. Ницше, Дильтей.
- Теория локальных культур. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс, Бердяев, Сорокин.
- Концепция «осевого времени» к. Ясперса
- Концепция игровой культуры. Хейзинга.
- Структурализм и семиотический подход к культуре. Леви- Стросс, Фуко. Ю. Лотман
- Психологические интерпретации культуры. Фрейд и Юнг.
- Культура как текст, языки и коды культуры.
- Первобытная культура: хронологические рамки, основные культурные явления и события.
- Культура Древнего Востока. Хронологические и географические рамки данной культуры. Основные ее черты.
- Особенности древневосточного искусства.
- Даосизм и конфуцианство как религиозно-этические учения.
- Конфуцианство
- Первая благородная истина о страдании
- Античная культура ее временные и географические рамки. Характер основные черты античной культуры.
- Искусство древних греков и римлян - основные формы и артефакты.
- Развитие научных представлений в древней Греции и Риме.
- Культура Средних веков Западной Европы: хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Культура Византии.
- Христианство как мировая религия. Основные черты и установки
- Арабская средневековая культура. Хронологические и географические рамки. Основные черты. Понятие «серединная культура».
- Ислам как мировая религия. Основные черты и установки.
- Культура Эпохи Возрождения. Хронологические и географические рамки. Характер и основные черты.
- Реформация и протестантизм.
- Искусство Эпохи Возрождения: архитектура, живопись, литература.
- Язычество и принятие христианства в Древней Руси.
- Язычество и принятие христианства в древней Руси
- Новые явления и формы в древнерусской культуре после принятия христианства.
- Храмовое строительство Киевской Руси и периода раздробленности.
- Русская иконопись и ее выдающиеся мастера.
- Ансамбль Соборной площади Московского кремля: время формирования, храмы и их новые архитектурные формы.
- Русские шатровые храмы 16 века.
- Раскол русской православной церкви: причины и следствия.
- Русская художественная культура 17 века и ее новые формы.
- Нарышкинское барокко в московской архитектуре 17 века.
- Новое Время в европейской культуре. Научные открытия 17- 18 веков.
- Просвещение - идейно- общественное движение. Европейские деятели эпохи Просвещения их взгляды и установки.
- Художественные стили эпохи Просвещения в Европе.
- Русская культура 18 века: общая характеристика.
- Художественные стили в русской архитектуре 18 века.
- Русская живопись 18 века: стили и мастера.
- Научные открытия 19 века в Европе. Формирование индустриальной эпохи.
- Художественные стили в европейской культуре 19 века.
- Русская научная и философская школы 19 века.
- Стилевые направления в русской художественной культуре 19 века.
- Образование в России 18-19 веков.
- Стиль классицизм в русской культуре 18-19 веков.
- Золотой век русской литературы.
- Критический реализм в литературе и изобразительном искусстве России 19 века.
- Модернизм и авангардизм в художественной культуре 20 века . Основные течения.
- Научнные открытия 20 века их роль в формировании постиндустриальной эпохи.
- Научные открытия в области физики
- Научные открытия в области биологии
- Постмодерн как новое мышление и состояние культуры 2 пол. 20 —21 вв.