42.Топос и этос Средневекового города
Топос средневекового города
Ландшафт Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья существенно отличался от современного: преобладали леса, болота и топи. Населенные пункты сплошь и рядом были разбросаны среди лесов редкими оазисами, поодаль один от другого. Преобладали небольшие деревушки с ограниченным числом дворов либо обособленные хутора. Более крупные селения изредка встречались в наиболее благоприятных местностях - в долинах рек, на берегах морей, в плодородных районах Южной Европы. Нередко окружением поселка был лес, тянущийся на огромные расстояния, одновременно и привлекавший своими ресурсами (топливом, дичью, плодами) и отпугивавший подстерегавшими в нем опасностями: дикими зверями, разбойниками и другими лихими людьми, призрачными таинственными существами и оборотнями, какими охотно населяла окружающий селения мир человеческая фантазия. Лесной ландшафт присутствует в народном сознании, в фольклоре, в воображении поэтов. Связи между населенными пунктами были ограниченны и сводились к нерегулярным и довольно поверхностным контактам. К тому же пути сообщения практически почти отсутствовали или находились в совершенно неудовлетворительном состоянии. Старые римские пришли в негодность, новые пути расчищались лишь редко, и поддержание их было сопряжено с большими трудностями. Прокладка дорог и возведение мостов считались богоугодным делом. В шведских рунических надписях на камнях специально отмечалась как особая заслуга постройка моста; обычно его возводили в память об умершем родственнике. Легендарный шведский конунг Онунд заслужил прозвище “Строителя дорог”: в лесных районах он основывал новые селения и соединял их дорогами. Путешествие в период раннего средневековья было опасным и длительным предприятием. Опасным, ибо разбойники были почти неотъемлемым признаком большой дороги. Длительным, ибо средства передвижения были не в лучшем состоянии, чем пути. За сутки можно было покрыть самое большее несколько десятков километров, подчас же дороги были настолько плохими, что путники двигались еще медленнее. О том, с какой скоростью передавались сведения о важных событиях, свидетельствуют такие факты: весть о смерти Фридриха Барбароссы в Малой Азии достигла Германии через четыре месяца; англичане узнали о том, что их король Ричард Львиное Сердце попал в плен в Австрии, через четыре недели.
Средневековые мыслители и художники были “великими провинциалами”, не умевшими отойти от захолустных масштабов и возвыситься над кругозором, открывавшимся с родной колокольни. Поэтому вселенная для них оказывалась то монастырем, то феодальным владением, то городской общиной или университетом. В любом случае, «мир средневекового человека был невелик, понятен и удобно обозреваем. Все в этом мире было упорядочено, распределено по местам; всем и всему было указано собственное дело и собственная честь. Нигде не было пустых мест и пробелов, но не было также и ничего ненужного и лишнего; каждый голос вливался в общую гармонию, и всякая тварь, вплоть до черта и до злого язычника Магомета, выполняла предначертанную ей в программе Провидения роль, отбывала положенную ей повинность. В этом мире не было неведомых областей, небо было изучено так же хорошо, как и земля, и нигде нельзя было заблудиться».
Развитие городского населения с новым, более рационалистическим стилем мышления начинает менять традиционное восприятие природы. Усложнение практической деятельности человека, более активное и целеустремленное воздействие его на природу, выразившееся в усовершенствовании орудий труда и в создании механизмов, опосредовавших отношение человека к естественному окружению, поставило перед его сознанием новые проблемы. Вследствие роста пытливости человеческого ума природа начинает десакрализоваться, секуляризоваться. Отдельные философы призывают сочетать веру с пониманием природы: нельзя согласиться с теми, кто, "подобно мужикам", довольствуется лишь верою, не исследуя с помощью разума.С возникновением промышленности растет и потребность в более точном и стандартизированном измерении тел и площадей. Деятельность купечества требует повышения скоростей, с которыми преодолеваются расстояния между торговыми пунктами. Человек, живущий в условиях складывающейся городской цивилизации, уже в меньшей мере подчинен природным ритмам, более четко отделяет себя от природы, начинает относиться к ней как к объекту. Кругозор его расширяется.
- Городская стена служила внешней сакральной традицией своего и чужого, отделяла цивилизацию от остального мира. Должна была быть в идеальном состоянии. Когда садилось солнце – запирали ворота.
-Существовали отдельные кварталы для представителей разных ремесленных цехов. Отделялись иноверцы: евреи и мусульмане.
- Собор и ратуша напротив обязательны, как символы светской и духовной власти.
Этос Средневекового города
Принципиальное отличие средневекового города от античного (как, впрочем, и ренессансного) состоит в том, что первоначально он включен в жесткую иерархическую структуру средневекового общества. Все города средневековья являлись «коллективным вассалом», ибо земля, на которой стоит город, принадлежала или церкви, или крупному феодалу. Субъектом сеньорно-вассальных отношений выступает городская коммуна. В жизни горожанина огромную роль играют добрососедство и соподчинение членов городской общины. Каждый член городской коммуны был обязан участвовать в общественной жизни, регулярно вносить коллективные коммунальные платежи, формировать систему городского управления, бороться за коммунальные привилегии. Безусловно, жизнь человека в городе строго регламентировалась не только законом, но и обычаем.
Кроме того принцип корпоративности, как универсалия жизни средневекового общества, воспроизводился во внутренней структуре городского сообщества. Городская коммуна складывалась из цеховых организаций ремесленников и гильдий купцов. Топография средневекового города очень точно фиксирует эту характеристику городской культуры. Даже в тех случаях, когда группа людей выпадала из общей структуры она формировала собственную корпорацию.
Постепенно, с ростом экономики, усилением позиций города по отношению к другим сословиям, возникает стремление вырваться из под гнета сеньориальной зависимости. С конца XII века начинается активный процесс возникновения вольных городов. Важно отметить, что город, становясь свободным по отношению к сеньору сам превращался в «коллективного сеньора», особенно по отношению к прилегающим сельскохозяйственным территориям. С самого начала своего возникновения, город является «чужим среди своих». Маргинальность средневекового города заложена в основе его жизни.
Во-первых, внутренняя структура городского сообщества строится не на основе сословного происхождения, а на основе профессиональной деятельности. С точки зрения сословной структуры – город многолик.
Во-вторых, город изначально формирует систему самоуправления, которая включает в себя выборность городского Совета, судебных органов и т.п. Именно поэтому город для человека того времени – символ свободы. Важными способом культурной репрезентации особости города по отношению к остальному миру являлась городская стена как символическая граница своего и чужого, цивилизованного и варварского, божественного и дьявольского. Кроме того, центром жизни города является городская площадь. Именно здесь происходят главные события коммунальной жизни: торговля и праздники, религиозные процессии и суд. Городская площадь выступает информационно-коммуникативным центром города.
В-третьих, культура средневекового города во многом носит светский характер. Жизнь горожанина подчиняется не только системе христианских норм и ценностей но и ценностям земной жизни. Топография города точно фиксирует оппозиции церковное - светское в построении центральной части города. Ратуша и Собор – вот главные смысловые точки такого противостояния. Кроме того, город стремиться вытеснить церковь как «хозяина» времени. Церковный колокол фиксирует время литургическое, сакральное, но каждый город имел рабочий колокол который выступал инструментом фиксации времени профанного (рабочее время, время собраний, время «питейное» и др.). С момента появления механических башенных часов время города окончательно становится светским.
Невозможно обойти внимание важнейшую функцию средневекового города – функцию центра интеллектуальной жизни. Ярким воплощение этой особенности города является университет. Университетская культура являлась сложным синтезом «ученой» и народной культуры, принципов монашеской аскезы и школярской вольницы. Именно университеты (к концу XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов) являлись центрами распространения «учености» и возникновения новых интеллектуальных профессий.
- 1.Периодизация античности
- 2. Представления о природе, богах и героях в поэмах Гомера
- 3. Особенности древнегреческой лирики
- 6.Древнегреческая архитектура как воплощение эстетического идеала.
- 7.Древнегреческий театр: причины возникновения и основные социальные функции
- 8. Вячеслав Иванов о дионисийстве
- 9. Ницше о происхождении трагедии
- 10. Особенности драматургии Эсхила
- 11 Вопрос: Софокл и его трагедии
- 12.Новаторство трагедии Эврипида
- 13.Комедии Аристофана
- 14.Эллинизм как тип культуры
- 15.Человек эпохи классики и эллинизма – сравнительный анализ
- 16.Особенности эллинистического искусства
- 17. Мусейон как феномен культуры
- 18. Система духовных ценностей Древнего Рима
- 19.Структуры повседневности в Римской культуре
- 20. Античный роман: основные сюжеты и особенности мировидения (Апулей Петроний)
- 22. Скульптура Древнего Рима
- 23. Основы христианского вероучения
- 27. Структурные элементы культуры Средних веков
- 28. Средневековая модель мир
- 29. Пространство в Средние Века: география и картография, ценности и символы
- 30. Время в Средние Века: индивидуальное и историческое, церковное и светское.
- 31. Основания христианской веры: канон, символ веры и апостольская преемственность
- 32.Монашество и папство в культуре Западного Средневековья
- 33.Монастыри как центры культуры Раннего Средневековья
- 34. Средневековые эпосы: “Песнь о Роланде” и “Песнь о Нибелунгах”
- 35. Рыцарство и Церковь. Монашеские рыцарские ордены
- 36. Рыцарство как особый социокультурный институт в Средние века
- 37. Рыцарская литература: поэмы и романы
- 38. Романская архитектура в культуре Средних веков
- 39. Рыцарская и куртуазная этика
- 40. Куртуазная культура и искусство. Песни трубадуров и труверов
- 41.Средневековый город: происхождение и типология, коммунально-цеховое устройство жизни
- 42.Топос и этос Средневекового города
- 43.Схоласты и схоластика в культуре средневековья
- 44.Готическая архитектура в Средние века
- 45.Средневековый смех и его словесно-речевые формы
- 46.Карнавал и народно-смеховая культура Средних веков