Тема 33. Русский балет начала XX столетия. Творчество м. М. Фокина
Реформаторская деятельность М. М. Фокина (1880 - 1942 г.г.). Истоки реформ Фокина: симфонизация танца у М. Петипа и Л. Иванова, творчество А. Дункан, влияние МХАТа, «Мир искусства» и идея синтеза различных видов искусств в балетном театре. Сущность реформы М. Фокина: обновление структуры одноактных балетов, единство хореографии, музыки, живописи, обращение к симфонической музыке, роль сценографии. Принцип хореографической и сценографической индивидуализации балетного спектакля М. Фокина.
Одноактные балеты М. Фокина: «Павильон Армиды» (муз. Черепнина, 1907 г.), «Египетские ночи» (муз. Аренского, 1908 г.), «Половецкие пляски» (муз. Бородина, 1909 г.), «Шопениана» (муз. Шопена, 1907 г.).
Балеты на музыку И. Стравинского – «Жар птица» (1910 г.), “Петрушка” (1911 г.). Обобщение пластики народного танца, свободной пластики, элементов экспрессионистского танца модерн в этих постановках.
Выдающиеся исполнители – участники постановок М. Фокина: А. Павлова (1881-1931 г.г.), В.Ф. Нижинский (1890 - 1950 г.г.), Т. Карсавина (1885 – 1978 г.г.) и др. Постановки М. Фокина, рассчитанные на исполнительскую индивидуальность артистов: «Умирающий лебедь» (муз. К. Сен-Санса, (1905 г.)) для А. Павловой, «Видение розы» (муз. К. М. Вебера, (1911 г.)) для В. Нижинского.
Последние балеты М. Фокина на сцене петербургского театра: «Исламей» (муз. М. Балакирева, (1912 г.)), «Бабочка» (муз. Р. Шумана, (1912 г.)), «Эрос» и «Франческа да Рамини» (муз. П. Чайковского), «Степан Разин» (муз. А. Глазунова, (1915 г.)), «Арагонская хота» (муз. М. Глинки, (1916 г.)).
М. Фокин – балетмейстер «Русских сезонов» в Париже. Жизнь в эмиграции. Балеты: «Паганини» (муз. С. Рахманинова), «Синяя борода» (муз. Ж. Оффенбаха), «Русский солдат» (муз. С. Прокофьева). Судьба спектаклей, созданных М. Фокиным. Значение его творчества для современной хореографии.
- Раздел 1. Возникновение и развитие хореографического искусства
- Тема 2. Специфические особенности хореографического искусства
- Тема 4. Становление и расцвет хореографического искусства. Древний мир
- Тема 5. Танцевальная культура Древней Греции и Рима
- Раздел 2. Формирование ведущих школ классического танца: западноевропейский балетный театр.
- Тема 6. Танцевальная культура западноевропейских стран эпохи Средневековья
- Тема 7. Хореографическое искусство западноевропейских стран эпохи Возрождения. Рождение балета
- Тема 8. Формирование Европейской школы классического танца
- Тема 9. Балетный театр Франции XVII столетия
- Тема 10. Западноевропейский балетный театр XVIII столетия. Становление действенного балета
- Тема 11. Английский балетный театр XVII - XVIII в. Творчество Дж.Уивера, ф.Хильфердинг, г.Анджолини
- Тема 12. Творчество ж ж. Новерра и ж. Доберваля итальянских хореографов
- Тема 13. Творчество Карло Блазиса
- Тема 14. Прероманизм. Балетный романтизм. Выдающиеся хореографы и исполнители эпохи романтизма
- Тема 15. Творчество Филиппо и Марии Тальони
- Тема 16. Датский балетный театр эпохи романтизма
- Тема 17. Творчество Жюля Перро
- Тема 18. Западноевропейский балетный театр второй половины XIX столетия
- Раздел 3. Русский балетный театр
- Тема 19. Народные истоки русской хореографии
- Тема 20. Хореографическое искусство России XVII - XVIII вв.
- Тема 21. Становление в России школы классического танца
- Тема 22. Русский балетный театр второй половины XVIII века
- Тема 23. Русский балетный театр первой половины XIX века. Творчество и .И. Вальберха
- Тема 24. Творчество ш. Дидло
- Тема 25. Русский балетный театр в период Отечественной войны 1812 г.
- Тема 26. Особенности балетного романтизма в России
- Тема 27. Творчество Артура Сен-Леона
- Тема 28. Русский балетный театр второй половины XIX века. Эпоха м. И. Петипа
- Тема 29. Творчество л. И. Иванова
- Тема 30. П. И. Чайковский и создание русской балетной классики
- Тема 31. Исполнительское искусство конца XIX столетия
- Тема 32. Русский балетный театр на рубеже XIX – XX века. Реформаторская деятельность а. А. Горского
- Тема 33. Русский балет начала XX столетия. Творчество м. М. Фокина
- Тема 33. «Русские сезоны» в Париже. Возрождение зарубежного балета
- Раздел 4. Советский балетный театр
- Тема 34. Советский балет 1917 - 1927 годов
- Тема 35. Творчество ф. В. Лопухова
- Тема 36. Творчество к. Я. Голейзовского
- Тема 37. Балет «Красный мак» как первый советский этапный балет
- Тема 38. Советский балет 30-х гг.
- Тема 39. Творчество р. В. Захарова
- Тема 40. Творчество л. М. Лавровского
- Тема 41. Творчество в. И. Вайнонена
- Тема 42. Творчество в. М. Чабукиани
- Тема 43. Советский балетный театр 40 – 50-х гг.
- Тема 44. Творчество ю. Н. Григоровича
- Тема 45. Творчество и. Д. Бельского
- Тема 46. Творчество о. М. Виноградова
- Тема 47. Классика и современность на балетной сцене
- Раздел 5. Современный этап развития отечественной хореографии
- Тема 48. Балетный театр России конца XX столетия. Классическое наследие на современной сцене
- Тема 49. Современное и современность на балетной сцене
- Тема 50. Современные авторские коллективы
- Тема 51. Роль балетных фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства
- Раздел 6. Зарубежное хореографическое искусство
- Тема 52. Возникновение и развитие танца модерн
- Тема 53. Формирование джазового танца как особого вида сценической хореографии
- Тема 54. Джордж Баланчин – хореограф, определивший магистральный путь развития балета в хх веке
- Тема 55. Западноевропейский балетный театр второй половины XX века
- Тема 56. Современный этап развития Американского балетного театра