Тема 28. Русский балетный театр второй половины XIX века. Эпоха м. И. Петипа
Общая характеристика эпохи. Кризис европейского балетного театра. Балеты-феерии, балеты-обозрения.
Характеристика русского балетного театра последней трети XIX века:
общая тенденция русского искусства к воплощению значительных проблем в крупной форме, неприятие частью интеллигенции зрелищно-развлекательного направления в балетном театре;
стабильная система подготовки кадров и привилегированное положение двух ведущих балетных трупп - петербургской и московской;
традиционная и органическая связь оперы с балетом (балетные сцены в операх русских композиторов, их важная драматургическая роль);
влияние русской драмы, оперы, симфонической музыки на балет, поиски выдающимися исполнителями 60 - 70-х г.г. П. Лебедевой (1839 - 1907 г.г.), М. Муравьевой (1839 - 1879 г.г.), В. Гельцер (1840 - 1908 г.г.) драматической выразительности танца, правды художественных образов в рамках традиционного репертуара;
приобщение к балетному жанру выдающихся композиторов-симфонистов П. И. Чайковского, А. К. Глазунова.
Творчество М. И. Петипа (1818 - 1910 г.г.) – новый этап в развитии русского балета, его «золотой век». Традиции и новаторство в творчестве М. И. Петипа: обобщение опыта романтического балета в современной итальянской школы виртуозного танца, прежде всего Ж. Перро, А. Сен-Леона. Поиски возможностей синтеза народного и классического танца. Балеты «Дочь фараона» (1862 г.), «Дон Кихот» (1869 г.), «Баядерка» (1877 г.). Опыты симфонизации балетного танца в балетах «Спящая красавица» (1890 г.), «Раймонда» (1898 г.), «Лебединое озеро» (1895 г.). Кристаллизация формы большого балетного спектакля. Развитие формы хореографической миниатюры. Одноактные балеты «Сон в летнюю ночь» на муз. Мендельсона (1876 г.), «Испытание Дамиса» и «Времена года» на муз. Глазунова (1900 г.).
- Раздел 1. Возникновение и развитие хореографического искусства
- Тема 2. Специфические особенности хореографического искусства
- Тема 4. Становление и расцвет хореографического искусства. Древний мир
- Тема 5. Танцевальная культура Древней Греции и Рима
- Раздел 2. Формирование ведущих школ классического танца: западноевропейский балетный театр.
- Тема 6. Танцевальная культура западноевропейских стран эпохи Средневековья
- Тема 7. Хореографическое искусство западноевропейских стран эпохи Возрождения. Рождение балета
- Тема 8. Формирование Европейской школы классического танца
- Тема 9. Балетный театр Франции XVII столетия
- Тема 10. Западноевропейский балетный театр XVIII столетия. Становление действенного балета
- Тема 11. Английский балетный театр XVII - XVIII в. Творчество Дж.Уивера, ф.Хильфердинг, г.Анджолини
- Тема 12. Творчество ж ж. Новерра и ж. Доберваля итальянских хореографов
- Тема 13. Творчество Карло Блазиса
- Тема 14. Прероманизм. Балетный романтизм. Выдающиеся хореографы и исполнители эпохи романтизма
- Тема 15. Творчество Филиппо и Марии Тальони
- Тема 16. Датский балетный театр эпохи романтизма
- Тема 17. Творчество Жюля Перро
- Тема 18. Западноевропейский балетный театр второй половины XIX столетия
- Раздел 3. Русский балетный театр
- Тема 19. Народные истоки русской хореографии
- Тема 20. Хореографическое искусство России XVII - XVIII вв.
- Тема 21. Становление в России школы классического танца
- Тема 22. Русский балетный театр второй половины XVIII века
- Тема 23. Русский балетный театр первой половины XIX века. Творчество и .И. Вальберха
- Тема 24. Творчество ш. Дидло
- Тема 25. Русский балетный театр в период Отечественной войны 1812 г.
- Тема 26. Особенности балетного романтизма в России
- Тема 27. Творчество Артура Сен-Леона
- Тема 28. Русский балетный театр второй половины XIX века. Эпоха м. И. Петипа
- Тема 29. Творчество л. И. Иванова
- Тема 30. П. И. Чайковский и создание русской балетной классики
- Тема 31. Исполнительское искусство конца XIX столетия
- Тема 32. Русский балетный театр на рубеже XIX – XX века. Реформаторская деятельность а. А. Горского
- Тема 33. Русский балет начала XX столетия. Творчество м. М. Фокина
- Тема 33. «Русские сезоны» в Париже. Возрождение зарубежного балета
- Раздел 4. Советский балетный театр
- Тема 34. Советский балет 1917 - 1927 годов
- Тема 35. Творчество ф. В. Лопухова
- Тема 36. Творчество к. Я. Голейзовского
- Тема 37. Балет «Красный мак» как первый советский этапный балет
- Тема 38. Советский балет 30-х гг.
- Тема 39. Творчество р. В. Захарова
- Тема 40. Творчество л. М. Лавровского
- Тема 41. Творчество в. И. Вайнонена
- Тема 42. Творчество в. М. Чабукиани
- Тема 43. Советский балетный театр 40 – 50-х гг.
- Тема 44. Творчество ю. Н. Григоровича
- Тема 45. Творчество и. Д. Бельского
- Тема 46. Творчество о. М. Виноградова
- Тема 47. Классика и современность на балетной сцене
- Раздел 5. Современный этап развития отечественной хореографии
- Тема 48. Балетный театр России конца XX столетия. Классическое наследие на современной сцене
- Тема 49. Современное и современность на балетной сцене
- Тема 50. Современные авторские коллективы
- Тема 51. Роль балетных фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства
- Раздел 6. Зарубежное хореографическое искусство
- Тема 52. Возникновение и развитие танца модерн
- Тема 53. Формирование джазового танца как особого вида сценической хореографии
- Тема 54. Джордж Баланчин – хореограф, определивший магистральный путь развития балета в хх веке
- Тема 55. Западноевропейский балетный театр второй половины XX века
- Тема 56. Современный этап развития Американского балетного театра