18. Фовизм и экспрессионизм. Сходства и различия.
Свое насмешливое и несколько обидное прозвище фовизм (от фр. fauve — дикий) получил от критиков в 1905 году после выставки группы молодых французских художников в «Салоне независимых» в Париже. Главными героями выставки, совместно участвовавшими еще в ряде показов 1905–1907 гг., были Анри Матисс, Морис де Вламинк, Кес ван Донген, Отон Фриез, Жорж Брак, Анри Манген и др.
Бурная реакция на первое официальное выступление фовизма была свидетельством признания нового явления в искусстве. Для мещанского обывателя эта живопись была непонятной и даже шокирующей. За 2-3 года фовисты получили популярность если не у всей публики, то у ее значительной части.
Эмоции художники реализовывали почти вне предметной среды, а пятном и линией. Мир фовизма – импульсивный, хаотичный. Это фантазия автора в красках. Живопись ради живописи. Качество цвета определяется его количеством. Состояние живописного творчества доминирует над идеей.
Основные черты:
- чистота цвета;
- легкость, цветовая радость;
- колористические контрасты;
- обобщенные формы;
- плоскостной комозиционный строй;
- свобода спонтанного самовыражения в цвете.
Фовизм: сохранение незыблемой радости жизни – максимально упрощенной и концентрированной пластической и колористической формуле.
В начале XX в. в Германии возникло движение против академизма, господствовавшего в живописи. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в группу «Мост». Никто из них не имел опыта в живописи, и их художественные эксперименты привели к рождению экспрессионизма как нового художественного направления. Экспрессионизм - отклик на острейшие противоречия эпохи, плод общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. В экспрессионизме искусство как будто бы дальше отходит от изображения объективной действительности: главным провозглашалось выражение субъективных представлений автора. Кричащее «Я» художника вытесняет факт; «изображение» заменяется «выражением». Внутренний мир экспрессиониста болезненно противоречивый, противостоящий объективной действительности, которую он изображает в резко деформированном виде.
Основные черты:
- повышенная, взвинченная эмоциональность;
- экспрессивность;
- протест против подавления личности;
- стремление художника выразить себя, свой внутренний мир с максимальной
обнаженностью и остротой;
- нервная дисгармония;
- неестественность пропорций;
- грубые, порой примитивные формы;
- замещение многообразия деталей и красок преувеличенной резкостью изломанных
линий;
- условные красочные сочетания;
- видение мира в столкновении контрастов (белое – черное).
Так как мир представал перед экспрессионистами лишенным гармонии, непонятным и бессмысленным, то они отказываются от его изображения в таком виде. За всей бессмысленностью мира они пытались увидеть истинный смысл вещей, всеохватывающие законы, то есть стремились к обобщению. Действительность рисуется в огромных картинах, за которыми исчезают естественные и конкретные черты. Экспрессионисты пытались показать не саму действительность, а лишь абстрактное представление о том, что составляет ее сущность.
- 1. Русское искусство рубежа 19-20 в
- 2. Искусство Византии.
- 3. Искусство Передней Азии и Месопотамии
- 4. Римская архитектура
- 5. Архитектура Древней Греции
- 6. Скульптуру Древней Греции
- 1. Скульптура эллады
- 2. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. До н. Э.)
- 4. Скульптура классической Греции в IV веке до н. Э.
- 7. Голландская живопись 17 в.
- 8. Передвижники
- 9. Древнерусская иконопись
- 10. Итальянское возрождение. Скульптура.
- 11. Римская скульптура
- 12. Постимпрессионизм
- 13. Высокое возрождение в Италии. Живопись
- 14. Искусство Древнего Египта
- 15. Древнерусская архитектура.
- 16. Нидерланды в эпоху возрождения
- 17. Французская живопись 1ой половины 19 века. Классицизм, реализм, романтизм.
- 18. Фовизм и экспрессионизм. Сходства и различия.
- 19. Готическое искусство
- 20. Импрессионизм