logo
shpory_iskusstvo

4. Скульптура классической Греции в IV веке до н. Э.

Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.  Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса, произведения которого поражали современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта.  Другое, лирическое направление отразил в своем искусстве Пракситель, младший современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась "Афродита Книдская". Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.  Стремление показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом". Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов.  Имя афинянина Леохара связано с двумя хрестоматийными произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом". Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в XX в. искусствоведы перестали разделять восторги своих предшественников, находя у Леохара такие недостатки, как театральность и вылощенность.

В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается            совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор,           бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру            из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.

 Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.

Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны.   В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры.

 Постепеннодревнегреческая скульптура приобретает динамику и реализм, В классическую эпоху творят такие маcтера, как Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет           (середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура           Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева», Афина с острова Лемнос. Не            сохранилось копий ни скульптуры Афины Промахос («Победительницы»), стоявшей на           пропилеях акрополя, ее высота достигала 17 м, ни статуи Зевса Олимпийского. К концу           периода классики скульптурные образы становятся более эмоциональными,           одухотворенными, как в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Эллинистическая скульптура            более реалистична и сложна композиционно. Художников привлекают новые темы:           старость, страдание, борьба («Лаокоон с сыновьями», «Ника Самофракийская» ).