logo
shpory_iskusstvo

14. Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта развивалось с первыми годами зарождения Древнего Египта, принося с собой всё больше и больше новых проявлений и особенностей. Искусство и культура Древнего Египта были одними из передовых среди искусств различных народов Древнего Востока.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых. Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.

В пирамидах, в специальном помещении — сердабе, обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми.

В статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне фиксировали на них особое внимание путём сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толчёный малахит. Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением Ка изображаемого человека.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам — изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим канонами египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль и в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, меньше акцентируя внимание на деталях.

Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие в Среднем царстве, привели к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств, такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.

В знак особой милости фараона в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

В древнем Египте существовало 3 типа рельефов: 1.Слегка выпуклый. 2.Слегка углубленный. 3.Врезанный контур при нетронутом фоне.

Как уже было сказано, заупокойный культ во многом определил появление портретной скульптуры. Но он же ограничивал ее развитие определенными рамками. Однообразие спокойных неподвижных (сидящих или стоящих) поз статуй, наделенных одними и теми же атрибутами, условная раскраска их тел (мужских — красно-коричневой краской, женских — желтой, волос — черной, одежд — белой) — все это диктовалось требованиями культа, предназначавшего эти статуи для «вечной» жизни души умершего. Глаза статуй часто инкрустировали другими материалами, чем достигалась большая выразительность и жизненность. Статуи не рассчитаны на то, чтобы их рассматривать с разных сторон, они как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока, служащего фоном для них. Зрители видят их только спереди, они целиком фронтальны. Для статуй характерна также абсолютная симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. Это правило строго соблюдается не только при изображении стоящей фигуры, но и при передаче всех остальных поз, характерных для египетской скульптуры всех времен. Египетский художник начинал свою работу обычно с того, что наносил на прямоугольный блок камня, из которого надлежало высечь статую, по заранее разграфленной сетке рисунок того изображения, который хотел получить. Затем путем высекания он удалял лишний камень, обрабатывал детали, шлифовал и полировал статую. Но и в готовом произведении искусства чувствовались всегда прямоугольные грани блока, из которого оно было «высвобождено» художником. Этим и объясняется тот «геометризм» египетской скульптуры, который является его характернейшей чертой. Наряду со статуями царей и вельмож развивается тип сидящего за работой писца, обычно со свитком папируса на коленях. Разнообразие композиций было невелико. Поза фараона Хафра, сидящего на троне, характерна для всех сидящих фигур Древнего царства и для большинства статуй последующих времен. У стоящей фигуры мужчины левая нога всегда выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. Женская фигура стоит обычно с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. Шея почти отсутствует, голова покоится иногда почти непосредственно на плечах, промежутки между руками и телом, между ногами почти всегда не высверлены, и эти части оставшегося камня условно закрашены в так называемые цвета пустоты, черный или белый цвет. Нельзя было, в силу особых заданий заупокойного культа, передавать мгновенные настроения, случайные позы. В фигурах фараонов и знатных лиц подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые, несомненно портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела. Но наиболее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных, ярких портретных произведений. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). Портреты эти не просто повторяют внешний облик того или иного человека. Это образы, созданные путем отбора наиболее характерных особенностей портретируемого. Скульпторы V—VI династий начинают все чаще прибегать к дорогому дереву, позволяющему решать такие задачи, которые в круглой пластике казались неразрешимыми, несмотря на весь блеск достижений каменной скульптуры III и IV династий. Движения статуй становятся свободнее, хотя и сохраняется в силе основной канон при передаче человеческой фигуры. Перед нами то лицо луврского писца, то улыбающееся, добродушное лицо полного пожилого сановника V династии Каапера, которого нашедшие его феллахи прозвали «деревенским старостой» за его поразительное сходство со старостой, которого они знали. Недаром египетский скульптор назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Создавая форму, художник тем самым как бы магически вызывал ее к жизни. В гробницы помещали также десятки статуэток, изображавших слуг, рабов, которые отличались от портретов фараонов и знатных лиц передачей в них только типичных этнических черт египтян, без какого-либо намека на портретность. Их назначение — ив загробном мире обслуживать своих хозяев. Сделанные из ярко раскрашенного дерева и камня, они реалистично передают особенности облика крестьян, поваров, носильщиков и т. п.

Основные принципы монументальной пластики остаются неизменными. Отступление от канона Древнего царства выражается только в более стройных пропорциях человеческого тела. Но изображения фараонов устанавливаются теперь не только в могильных тайниках или в закрытых для доступа непосвященных храмовых помещениях, но и на виду у всех, чтобы внушать массам представление о величии фараона. Фиванские мастера дали яркий образец такой монументальной скульптуры в виде статуи фараона Ментухотепа III (Каирский музей). В короне Нижнего Египта в белом облачении Осириса фараон сидит на троне. Некоторая грубоватость исполнения, тяжелые массивные ноги, нерасчлененность фигуры как бы подчеркивают грозное величие фараона в его роли бога Осириса. Выразительность статуи усиливается благодаря раскраске. Но наряду с этим идеализирующим направлением в творчестве фиванцев наблюдается и совершенно иное, более реалистическое направление. Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии. В этих портретах интерес художника сосредоточен на попытке выявить сложность переживаний, раскрывающих характер человека, налагающих свой отпечаток на его лицо. Такова великолепная голова Сенусерта III, фараона XII династии, из бывшей коллекции Мак-Грегора (теперь коллекция Гюльбенкяна), таковы так называемый Танисский сфинкс с сурово-энергичным лицом Аменемхета III или статуя того же царя из черного гранита в Государственном Эрмитаже.

Статуи из храма Хатшепсут. В скульптуре, как и в архитектуре, ведущее место заняла придворная фиванская школа. Яркое представление о характерных особенностях скульптуры XVIII династии дают статуи из храма Хатшепсут, которые изображают царицу фараоном, богом Осирисом и в виде сфинкса. На всех статуях переданы ее портретные черты, но если на статуях больших размеров (8 и 5 м высотой), являвшихся частью внешнего оформления храма, и у сфинксов намечено только общее сходство, воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из центральной молельни, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают индивидуальный облик царицы. Именно в этих статуях полно проявился официальный стиль портретов Нового царства: индивидуальный образ передан без той непосредственности, которая была присуща ряду портретов Древнего и Среднего царства. Статуи знатных лиц изготовлялись в том же стиле, причем многим придавалось портретное сходство с правящим фараоном. С середины XVIII династии, при фараоне Тутмесе IV, в развитии фиванского искусства наметился новый этап, который достиг наивысшего расцвета при фараоне Аменхотепе III и подготовил искусство Амарны. Усиливаются изысканность и декоративность. Поверхность статуй уже не полируется. Ее покрывают гравированными линиями, которые передают мелкие, струящиеся складки одежд из легких прозрачных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков. Создается игра светотени, большая живописность, которая подкрепляется, как раньше, раскраской. Новые черты прежде всего и полнее всего сказались в портретных статуях частных лиц, менее подчиненных канонам, чем царские статуи. XVIII династия развивает дальше тип сидящих фигур, окутанных одеждой. Показательна в этом плане кубическая фигура вельможи Сенмута, приближенного Хатшепсут, воспитателя ее малолетней дочери. В этом памятнике достигнута высшая точка геометризма фигуры без нарушения естественности позы и анатомической правильности. Особенно свободно новый стиль проявился в произведениях художественного ремесла, например в ручках зеркал и туалетных ложек в виде нагих танцовщиц или служанок, сосудах и т. п.