28. Понятие информационного общества и особенности его культуры.
В конце XX в. усилился интерес к проблемам культуры и цивилизации. Обострение интереса к этим проблемам всегда продиктовано определенной ситуацией.
В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития — в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями и конфликтами. Идею информационного общества предложил еще в середине 40-х гг. ХХ в. японский исследователь Й. Масуда, и тогда эта идея не нашла особой поддержки. Но спустя несколько десятилетий человечество стало свидетелем информационной революции, естественным итогом которой стало формирование информационного общества и информационной культуры.
В 70-е гг. ХХ в. доктрина постиндустриального (информационного) общества стала одной из господствующих в западной социологии. Термин «информационное общество», введенный в начале 60-х гг., фиксирует одну из важнейших характеристик формирующегося общества как объединенного единой информационной сетью. Развитие информационных технологий стало в 80-е гг. и особенно в 90-е гг. определять экономический потенциал любого государства.
Основу теории информационного общества заложили Д. Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер. Именно в их фундаментальных трудах, вышедших в 70-80-е гг., были сформулированы основные черты этого общества, которое Э. Тоффлер назвал «третьей волной». Так, Д. Белл основными признаками нового общества считает превращение теоретических знаний в источник инноваций и определяющий фактор политики. Это общество, в котором господствует сервисная экономика, причем быстрее растет число сервисных работников, связанных с системой здравоохранения, образования, управления. Р. Инглегарт замечает, что в «Соединенных Штатах, Канаде и Западной Европе значительная часть работников трудится сегодня вне фабричных стен. Большинство людей уже не живет в механистической среде, а проводит большинство своего производственного времени в общении в людьми и символами. Усилия человека все меньше оказываются сегодня сосредоточенными на производстве материальных товаров, вместо этого акцент делается на коммуникации и на обработке информации, причем в качестве важнейшей продукции выступают инновации и знания».
Таким образом, основным объектом человеческой деятельности становится обмен информацией. Свободная циркуляция информации в обществе позволяет ей стать важнейшим фактором экономического, национального и личностного развития.
Формулируя основные принципы «кода» новой цивилизации, Э. Тоффлер противопоставляет их принципам индустриальной цивилизации (второй волны). Эти принципы, по мнению Тоффлера, следующие: дестандартизация, деспециализация, десинхронизация, деконцентрация, демаксимизация, децентрализация. Они характерны для всех сфер, на которые Тоффлер разделяет общество: техносферы, социосферы и инфосферы — системы производства и распределения информации. Считая, что возникающая цивилизация противоречит старой традиционной индустриальной цивилизации, Тоффлер утверждает, что она является одновременно и высокотехничной и антииндустриальной цивилизацией. Информационное общество (третья волна) несет с собой новые институты, отношения, ценности, то, что Тоффлер называет новым строем жизни. Этот строй жизни основан на разнообразных возобновляемых источниках энергии; на методах производства, отрицающих большинство фабричных сборочных конвейеров; на новых не-нуклеарных семьях; на новой структуре, которую Тоффлер называет «электронным коттеджем»; на радикально измененных школах и объединениях будущего.
Информационная цивилизация радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. Само это понятие достаточно многогранно и используется в самых различных значениях. Например, говорят об информационной культуре кого-то или чего-то, о культуре информации и т.д. Мы употребляем этот термин в широком смысле, подразумевая под ним культуру информационного общества. Э. Тоффлер, анализируя культурологические проблемы этого общества, прежде всего обращает внимание на демассификацию «массового сознания» в условиях третьей волны. Новые, демассифицированные средства информации ускоряют процесс движения общества к разнообразию. Новая культура характеризуется фрагментарными, временными образами, клипами, блицами. «По сути дела, мы живем в «клип-культуре». Естественно, что не все способны быстро адаптироваться в новых условиях, «вписаться» в новую культурную среду. Некоторые ломаются, другие, напротив, постоянно растут и становятся более компетентными и грамотными людьми. По мере демассификации цивилизации демассифицируется и человек, люди становятся более индивидуализированными.
- 1. Феномен культуры. Культура как общественно-историческое явление.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Функции культуры.
- 4. Культурология как наука. Предмет и методы исследования.
- 5. Культура и личность (на материале утопии и антиутопии).
- 6. Культура и природа. Развитие соотношения понятий.
- 7. Социокультурный контекст русского космизма. Основные теории (н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский, в. Вернадский).
- 8. Генезис и функции этнической культуры (л.Н. Гумилев)
- 9. Национальная культура как определенная социокультурная целостность. Основные признаки.
- 10. Западный и восточный типы культуры. Смысловые и ценностные характеристики.
- 11. Линейно-эволюционная модель культурно-исторического развития (г. Гердер, Гегель, к. Маркс).
- 12. Циклическая модель культурно-исторического развития (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер).
- 13. Социокультурная концепция п.А. Сорокина
- 14. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 15. Богословские концепции культуры.
- 16. Коммуникативно-символическая природа культуры.
- 17. Знаки и символы как культурно-коммуникативные коды.
- 18. Культура как система ценностей.
- 19. Миф как явление культуры и проблема мифологического сознания.
- 20. Православие и его роль в истории русской культуры.
- 21. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.
- 22. Социокультурное содержание модернизма.
- 23. Культура постмодернизма. Общая характеристика.
- 24. Причины и признаки кризиса гуманистической культуры хх века.
- 26. Аудио-визуальные формы культуры хх века (фотография, кино, тv, компьютер).
- 27. «Элитарная» и «массовая» культуры как проблемы хх века.
- 28. Понятие информационного общества и особенности его культуры.
- 29. Современные цивилизационные процессы и судьба культуры ххi века.
- 30. Проблема глобализации культуры. Роль и судьба России в культуре ххi века.
- 31. Характеристика первобытно-синкретического типа культуры.
- 32. Миф как явление первобытной культуры.
- 33. Этапы развития античной культуры.
- 34. Античный театр. Его общественная и культурная роль. Древнегреческая трагедия как выражение сознания человека классического периода
- 35. Гомеровский эпос как форма выражения сознания архаического периода.
- 36. Эллинизм - последняя стадия античной культуры.
- 37. Христианство и новая модель мира в культуре Средневековья.
- 38. Сословный характер средневековой культуры.
- 39. Национальное своеобразие русской средневековой культуры.
- 41. Возрождение как первая фаза развития культуры Нового времени. Основные этапы ренессансной культуры. Круг идей эпохи Возрождения.
- 42. Изображение человека в искусстве Возрождения (литература, изобразительное искусство).
- 43. Противоречия эпохи Возрождения.
- 45. Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII века.
- 46. XVIII век – новый этап в развитии русской культуры. Историко-культурный смысл реформ Петра I.
- 47. Своеобразие русского Просвещения.
- 48. Русские просветители: их идеи и судьбы
- 49. Романтизм как тип культуры. Исторические и эстетические истоки романтизма.
- 50. Концепция личности и картина мира в культуре романтизма. Идеалы романтизма.
- 51. Культурные достижения романтизма.
- 52. Особенности русского романтизма.
- 53. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.
- 54. Философские и эстетические идеи западноевропейского модернизма.
- 55. Человек и мир в культуре западноевропейского модернизма.
- 56. Модернистские направления в европейском и русском искусстве хх века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, авангард).
- 57. Культура русского модернизма. Философия и эстетика символизма.
- 58. Компьютер и Интернет как формы новой интегральной культуры.
- 59. Постмодернизм как явление информационного общества.
- 60. Кино как синтетическое искусство хх века.