Раздел 6. Фотопроцесс
Портрет как один из основных жанров фотографии. От ремесла к искусству (развитие жанра портрета). Жанровый портрет. Выразительные средства в портрете (глаза, руки, мимика, жесты и т.д.).
Жанр как социально-художественная структура снимка. Общность и различия литературных, кинематографических и фотографических жанров. Условность и мобильность понятия жанр.
Жанры документальной фотографии: фотоочерк, фоторепортаж, фотоинтервью.
Фотонаблюдение: «Скрытая камера», достоинства и недостатки метода. Восстановление факта.
Жанр в художественной фотографии: драматический (психологический сюжет), эпический (аллегорические композиции, исторический), комический (эксцентрический).
Диффузия жанров в современном фотоискусстве.
Пейзаж. Формальный, тематический, декоративный познавательный контекст. Влияние направлений пейзажной живописи на фотографию (рождение «портрета» природы, начиная с живописи А.Дюрера, Леонардо да Винчи; голландцы – живая реальная среда с эмоциональной окраской; идиллический пейзаж лорренского типа и героический пуссеновский пейзаж; растворение пейзажа в абстракции). Пейзаж как проводник субъективных настроений и переживаний художника. Панорамный пейзаж, его особенности. Эпическое величие в трактовке дикой природы в работах А. Адамса, США.
Видовой пейзаж (городской пейзаж). Ведута прообраз первой фотографии в живописи. Специфика восприятия городского пейзажа. Интерьер, экстерьер.
Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, вещей, цветов и т.д.
Общность фотографического и живописного натюрморта. (римские мозаики – изображение даров моря; Средние века - «картины в картинах»; барокко – тема «vanitas» (суета сует); 17 век – «монохромные завтраки» и т.д.). Символическая интерпретация натюрморта в фотографии. Природа чистой фотографии в натюрмортах Эврада Вестона, Йозефа Судака.
Литература:
1. Михалков В.И., Стигнеев В.Т. – «Поэтика фотографии» Москва, Искусство, 1989г.
2. Барт Ролан «Camera lucida» Комментарий к фотографии. – Москва, Ad Margineum, 1997г.
- Эстетика фотографии
- Тематический план курса Всего 56
- 36 Лекций, 20 семинары
- Формы итогового контроля
- Тематический план курса для заочного отделения Всего 18
- 10 Лекций, 8семинары
- Балльно-рейтинговая система
- Раздел 1. Фотография как искусство Тема 1. Фотография среди других искусств
- Тема 2. Фотография в современном мире
- Тема 3. Специфика фотоискусства
- Тема 4. Основы визуальности
- Раздел 2. Фотографическое мышление
- Тема 5. Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи
- Тема 6. Социально-психологические аспекты фотографического мышления
- Тема 7. Фотографическое мышление как эстетический феномен
- Раздел 3. Художественно-образная природа фотоискусства
- Тема 8. Художественный образ
- Тема 9. Фотографический образ
- Раздел 4. Выразительные средства фотографии Тема 10. Визуальная сфера фотоискусства
- Тема 11. Содержание и форма в произведениях фотоискусства
- Раздел 5. Виды и жанры фотоискусства
- Тема 12. Виды фотоискусства
- Репортажная и документальная фотография
- Тема 13. Жанры фотоискусства
- Раздел 6. Фотопроцесс
- Тема 14. От замысла к произведению
- Контрольные вопросы к разделам.
- Раздел 1. Фотография как искусство
- Раздел 2. Фотографическое мышление
- Раздел 3. Художественно-образная природа фотоискусства
- Раздел 4. Выразительные средства фотографии
- Раздел 5. Виды и жанры фотоискусства
- Темы семинарских занятий.
- Примерные темы рефератов
- Примерные вопросы к зачету
- Приложение Тест рубежного контроля
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- Эстетика фотографии